BriefEducation
Образование: теория и практика » Формирования культурно-нравственных ценностей учащихся учреждений начального профессионального образования » Особенности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования

Особенности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования

Страница 1

Профессиональная направленность образовательной подготовки в учреждениях начального профессионального образования оказывает на воспитательный процесс самое непосредственное влияние, поэтому при изучении условии формирования культурно-нравственных ценностей в этих учреждениях необходимо учитывать его особенности.

«Особенность» - это свойство, черта, штрих, принадлежность, атрибут, характерное, отличительное качество, признак чего-нибудь.

Исследователями проблематики начального профессионального образования (Батышев С.Я., Дьяченко Н.Н., Зборовский Г.Е., Зеер Э.Ф., Макиенко Н.И., Найн А.Я., Сейтешев А.П., Скакун В.А., Таланчук Н.М. и др.) достаточно подробно рассмотрены особенности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования, его отличия, прежде всего, от воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях. При этом в основу исследуемых особенностей кладутся, как правило, особенности субъектов воспитания.

Указанные ученые, выделяют три группы особенностей субъектов воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования, находящиеся в отношениях тесной взаимосвязи и взаимозависимости: особенности учащихся учреждений начального профессионального образования как возрастной и образовательной группы молодежи. Социологическая наука (Г.Е. Зборовский, Т.П. Швецова) характеризует учащихся учреждений начального профессионального образования как относительно самостоятельную молодежную социальную общность, овладевающую знаниями, умениями и навыками профессионального квалифицированного труда, благодаря которым на основе личностного развития и приобретения специальности оказывается возможным формирование и становление молодого работника и его образа жизни.

Особенности учащихся учреждений начального профессионального образования как возрастной и образовательной группы молодежи находят отражение в следующих характеристиках.

1. Социальная общность учащихся учреждений начального профессионального образования отличается непродолжительностью пребывания в ней молодого человека по сравнению с периодом молодости вообще и даже со временем его пребывания в иных образовательных группах молодежи - это период от 1 года до 3 лет, тогда как молодость рассматривается в границах 15-20-летней продолжительности.

2. Учащиеся учреждений начального профессионального образования находятся в возрастном периоде ранней юности. «Ранняя юность, - пишет И.С. Кон, - в буквальном смысле слова "третий мир", существующий между детством и взрослостью». Происходящие в этот возрастной период перестройка и изменение психического развития наиболее противоречивы.

Давая обобщенную характеристику периода ранней юности, В.В. Давыдов и А.В. Петровский рассматривают его как социально-психологическое явление и характеризуют как «стадию развития, начинающуюся с полового созревания и заканчивающуюся наступлением взрослости».

3. Поступив в учреждение начального профессионального образования, бывшие школьники тем самым решили для себя трудную, но жизненно важную задачу - сделали профессиональный выбор, определили сферу своей будущей деятельности. Учащийся профессионального училища - это профессионально направленная личность, что влияет на характер его поведения и воспитания, резко определяет ценностные ориентации, намерения, образ жизни.

4. Для большинства учащихся учреждений начального профессионального образования воспитательный процесс в профессиональном училище или лицее является последней инстанцией целенаправленного воспитательного воздействия на формирование личности.

Особенности учащихся учреждений начального профессионального образования, обусловленные спецификой получаемого профессионального образования; проявляются в следующем:

1. Воспитательный процесс в учреждениях начального профессионального образования характеризуется кратковременностью воспитательного воздействия на учащихся, обусловленной одно- или трехгодичным сроком обучения;

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Предвузовское среднее образование. Лицей
Законодательная база лицеев определяется законом об ориентации 1989 г., а с 2000 г. – Образовательным Кодексом. Ориентационный закон 1989 г. поставил перед лицеем задачу довести всех учеников до получения как минимум сертификатов CAP или BEP, а 80 % учащихся – до уровня бакалавра. Обучение в старше ...

Теоритические парадигмы исследований здоровья
Исследование проблем общественного здоровья ведется в современных странах включая Россию по следующим направлениям: скриннинговые исследования, изучающие влияние образа жизни на здоровье ;исследования факторов риска; исследование самосохранительного поведения. Коротко рассмотрим их результаты: Совр ...

Интеграционные процессы в высшем образовании Европы до Болонского процесса
Болонский процесс, начавшийся летом 1999 г., придал стремительное ускорение европейским интеграционным процессам в сфере высшего образования. Однако сказать, что он инициировал интеграцию, было бы неправомерно. Интеграция в высшем образовании, а еще шире – его интернационализация – началась значите ...

Разделы

© 2020 Copyright www.briefeducation.ru