BriefEducation
Образование: теория и практика » Анализ особенностей взаимодействия школы и семьи в современных условиях » Из истории вопроса о семейном воспитании

Из истории вопроса о семейном воспитании

Страница 1

Семья – это одна из основных ценностей, признаваемых обществом во все времена. Данная ценность является непреходящей. Она никогда не утратит своей значимости, нужности, переходящей в необходимость. Ее не сможет заменить ни один социальный институт, каким бы совершенным он ни был.

На данном этапе достаточно хорошо представлена теоретическая база семейной педагогики. Вклад, который внесли выдающиеся педагоги прошлого, неоценим. На каждом историческом этапе развития общества семейная педагогика совершенствовалась, вбирая в себя все лучшее из нового, но в то же время оставляя весь лучший опыт прошлого. Данный опыт хорошо представлен в трудах П. Ф. Лесгафта, П. Ф. Каптерева, А. С. Макаренко, М. К. Цебриковой, Е. А. Аркина.

Теория семейного воспитания П. Ф. Лесгафта интересна с точки зрения гуманизма, любви к ребенку. Она насыщена любовью и уважением к нему. Истинная забота о ребенке требует изучения его психических и физических особенностей. Лесгафт талантливо восполнил пробелы в отечественной педагогике, связанные о вопросами физического и семейного воспитания. Оправдалось и предвидение Ушинского, что серьезная разработка теории физического развития может быть сделано ученым — врачом и педагогом. Лесгафт снискал уважение современников за свою подвижническую общественную деятельность в области просвещения.

В своей теории семейного воспитания Лесгафт выдвигает существенное требование, которое необходимо предъявить воспитателю и учителю, родителю, берущему на себя обязанность воспитания, руководства ребенком, вступающим в школу, — это понимание ребенка, его психических и индивидуальных свойств, так как, не зная условий психического развития ребенка, воспитатель может ежеминутно стать в тупик перед проявлением той или другой черты нрава воспитанника, не сумеет найти основной причины данного поступка и упустит из виду тесную связь индивидуальных особенностёй ребенка с его школьной обстановкой и семейной дисциплиной.

Важно, чтобы каждый воспитатель отдавал себе ясный отчет во всех требованиях, которые ставят ребенку в стенах школы, и строго следить за тем влиянием, какое оказывает на ребенка школьный порядок.

Лесгафт говорил о бездумном воздействии на ребенка родителей и воспитателей, совершенно не отдающих себе отчета, почему именно следует применять к нему те или другие воспитательные меры; а ведь подобное бессознательное руководство личностью ребенка никогда не проходит без серьезных последствий и отзывается иногда на всей его последующей жизни.

Кому не известно, что воспитание (и в семье и в школе) зачастую сводится к тому, что ребенка нужно учить, при чем под словом «учить» нередко подразумевают: взыскать, наказать, пригрозить и т. д. Да иначе и быть не может, пока будут поступать совершенно слепо, не отдавая себе отчета в каждом шаге; если не «познать себя», не приучиться связывать причину со следствием, то рутинные педагогические приемы принудительного характера по-прежнему будут царить в стенах школы, как и в семейном быту.

П. Ф. Каптерев в своей работе «Энциклопедия семейного воспитания и обучения» постарался дать ответы на весьма актуальные и в наши дни вопросы: чему и как следует учить маленьких детей в семье до их поступления в общеобразовательную школу? Это исследование носит прикладной характер и раскрывает конкретные принципы обучения, которые следует использовать родителям. Вместе с тем и здесь П. Ф. Каптерев не дает практических рецептов, он лишь выделяет наиболее важные пути подхода к проблеме, на которых, по его мнению, необходимо строить систему семейного обучения.

В основу концепции семейного обучения, предложенной П. Ф. Каптеревым, легло авторское понимание сущности маленького ребенка как биосоциального индивидуума и особенностей его развития, в первую очередь психологического. Именно такой подход, по мнению ученого, позволяет правильно определить направления обучения: как сначала в семье, так и потом в школе. Каждый ребенок, кроме детей с явными врожденными или приобретенными дефектами психики, со дня своего рождения развивается по вполне определенным законам, хотя индивидуальные особенности могут в некоторой степени варьироваться.

Многие из положений П. Ф. Каптерева в области семейного обучения не утратили актуальности и в наши дни. Так, сейчас, когда объем информации, обрушивающейся на ребенка, неизмеримо возрос по сравнению с концом XIX в., особенно важно научить его не столько эту информацию запоминать, но в первую очередь осмысливать ее, оценивать, уметь отделить важное от второстепенного. Современны и предостережения автора о вреде слишком раннего систематического обучения детей, в том числе и иностранным языкам, о попытках увеличить учебную нагрузку без учета психолого-возрастных особенностей ребенка.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Модельное занятие №3 Исследование изменений в педагогической деятельности
Использование метода кейс-стади для организации исследования изменений в педагогической деятельности. Вопросы и задания для работы с кейсами: 1. Прочтите текст одного, или нескольких кейсов. Выразите своё понимание, или отношение к описанным ситуациям, как ситуациям изменений в деятельности педагог ...

Зарплата для семьи
Маленький процент разводов в дореволюционной аграрной России объясняется тем, что крестьяне, составлявшие 95% населения, жили своим натуральным единоличным хозяйством. Жена не могла уйти от мужа, не расставшись с этим единственным источником средств к существованию. Муж не мог бросить жену с детьми ...

Организация и руководство заведующей ДОУ в работе с родителями
Заведующая является организатором и руководителем ДОУ, квалифицированным педагогом. На должность заведующей ДОУ принимается лицо, имеющее высшее образование и стаж работы по профилю не менее 3-х лет (в некоторых случаях допускается педагогический стаж 2 года), среднее специальное (педагогическое об ...

Разделы

© 2018 Copyright www.briefeducation.ru