BriefEducation
Образование: теория и практика » Методы, приемы обучения и коррекции интонационной выразительности речи и их влияние на творческие способности слабослышащих учеников » Историко-педагогический аспект обучения слабослышащих детей

Историко-педагогический аспект обучения слабослышащих детей

Страница 4

Бедность словарного запаса, искаженный характер речи ребенка, формирующейся в условиях нарушенного слухового восприятия, накладывает свой отпечаток на ход развития познавательной деятельности. Последнее, в свою очередь, оказывает обратное отрицательное влияние на все компоненты языка в процессе их функционирования в речевой деятельности.

Разработанная Р.М. Боскис в 1940-х годах психолого-педагогическая типология детей с недостатками слуха послужила основой, которая была принята как научное обоснование для построения дифференцированной системы учреждений для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей. С работами Р.М. Боскис в сурдопсихологию и сурдопедагогику вошло принципиально новое определение понятия «слабослышащие дети». По предложенной ею классификации, к этой категории относят тех детей с недостатками слуха, которые сохранили слух в такой степени, что он позволяет им хотя бы в минимальном объеме приобретать речевой багаж вне специального обучения.

К середине 1960-х годов в дефектологии начала формироваться новая область специальной педагогики – специальное обучение детей с частичным нарушением слуха. Наряду с теоретическими материалами были разработаны все документы, обеспечивающие педагогический процесс специального обучения слабослышащих детей: учебные планы, программы, учебники, руководства, пособия и другие материалы для учителей и воспитателей этих школ.

Сущность особенности дидактической системы характеризуются прежде всего принципами, на основе которых стал осуществляться педагогический процесс в школе для слабослышащих. Мы выделим те принципы, реализация которых позволяет обеспечить компенсаторную основу педагогического процесса, его коррекционную направленность и тем самым успешно преодолеть последствия дефекта слабослышащих школьников:

- педагогический процесс должен быть ориентирован на широкое социальное воздействие на учащихся, формирование личности слабослышащего ребенка;

- специальная система обучения слабослышащих детей языку должна выступать в качестве решающего средства преодоления аномального хода развития учащихся;

- эффективное обучение основам наук, формирование речи как средства общения, всестороннее развитие слабослышащих учащихся могут быть достигнуты только при условии включения решения речевых задач в весь учебный процесс;

- в специальном обучении слабослышащих должна предусматриваться систематическая работа по уточнению коррекции, активизации самостоятельно приобретаемого ими языкового материала, должны создаваться условия для расширения возможностей обогащения их речи вне специально организованных занятий;

- педагогический процесс в школе для слабослышащих должен строиться на основе максимальной активизации разных видов деятельности учащихся;

- педагогический процесс должен строиться с учетом индивидуальных особенностей слабослышащих учащихся;

- в педагогическом процессе должна обеспечиваться полисенсорная основа обучения;

- в педагогическом процессе должно обеспечиваться единство в решении задач создания практической основы для овладения слабослышащими системой научных знаний и задач собственно обучения основам наук;

- для создания благоприятных условий компенсации дефекта, преодоления последствий аномального развития, обеспечения коррекционной направленности педагогического воздействия в учебном процессе должна использоваться особая форма методов, приемов, средств обучения.

В 1970-х гг. разработка основных вопросов начального обучения слабослышащих детей была завершена соответствующая методическая система , получившая отражение и закрепление в официальных документах и материалах, прочно утвердилась в практике специальных школ. В 80-х годах были изданы первые учебные пособия для студентов-дефектологов, освещающие вопросы специального обучения слабослышащих детей.

Таким образом, проблема специального обучения слабослышащих детей имеет длительную историю как в зарубежной так и в российской педагогической практике. На современном этапе развития системы специального образования она строится на гуманистических принципах, и наряду с целью коррекции, компенсации и реабилитации дефекта выдвигает личностное и творческое развитие слабослышащего ребенка. Одним из учебных предметов, на котором должны быть созданы специальные условия для личностного и творческого развития слабослышащего ребенка являются музыкально-ритмические занятия, сущность которых будет раскрыта во втором параграфе.

Страницы: 1 2 3 4 

Материалы по педагогике:

Переезды
В 1981 году моя бабушка решилась уехать на заработки в Приморский край. Там же моя мама нашла своего мужа – Оськина Николая Владимировича - в 1987 году. Через 3 года родилась моя старшая сестра - Оськина Регина Николаевна, а еще через три года родился Я. Через год после моего рождения мои родители ...

Основные подходы к диагностике творческих способностей
Основными исследовательскими методами являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение и эксперимент применяются во многих других науках, и поэтому их можно считать общенаучными. Кроме этих методов используются и другие методы, которые специфичны для социальных наук, в том числе для психологии и педаг ...

Требования государственных федеральных стандартов к выпускнику детского сада с сентября 2011 года
Анализ требований государственных федеральных стандартов к выпускнику детского сада (ФГС) с сентября 2011 года показал, что среди требований, предъявляемых к подготовке ребенка к школе представлены и требования непосредственно связанные с содержанием данной работы. Введение ФГС связано с тем, что н ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru