С другой стороны, частичный слух слабослышащего ребенка позволяет в какой-то мере на его основе формироваться речи. Но поскольку приобретаемый таким путем речевой багаж чрезвычайно искажен, то и дальнейшее искаженное восприятие и понимание слов и предложений своеобразно отражаются на представлениях, понятиях ребенка, дают не только обедненную, но часто и неправильную картину окружающего мира. Кроме того, частичное восприятие речи таким ребенком нередко создает у окружающих неправильное представление о имеющихся у него возможностях ее полного понимания и иногда расценивается как интеллектуальная недостаточность.
Указанные особенности осложняют положение слабослышащего ребенка в социальном окружении. Развитие ребенка определяется не только отношением к нему окружающих, но и его собственной позицией, его поведением, степенью его активности в познании мира, усвоении опыта взрослых и сверстников, индивидуальными чертами его личности и способностью к развитию.
Усвоение и переработка социального опыта, как известно, совершаются в процессе общения. При этом формы, виды общения могут быть различными, но важнейшей формой общения является речевое общение. В процессе речевого общения происходит обмен мыслями, информацией, общающиеся побуждают друг друга к тем или иным действиям, поступкам, оценивают окружающие их явления, выражают к ним свое эмоциональное отношение, налаживается взаимопонимание, организуется совместная деятельность, в ходе которой практически познаются те или иные явления, их признаки. Именно благодаря речевому общению ребенок развивается как социальная личность, у него формируются и совершенствуются все стороны, функции, процессы его психической деятельности и творческий потенциал.
Анализ особенностей слабослышащих детей с позиций законов развития, позволивший по-иному отнестись к взаимодействию слуха и речи, дал основание научно определить роль каждой из этих функций в формировании психики, что важно для объективного прогнозирования ближайших и отдаленных результатов обучения, воспитания и развития таких детей в разных условиях.
Выдвижение речи на первое место в структуре аномалии слабослышащих детей находится в полном соответствии с признанием за речевым общением его решающей роли в развитии ребенка как личности. В связи с этим совершенно по-новому был поставлен вопрос о сущности специального обучения слабослышащих: его центром стал процесс планомерного формирования речи, обеих ее сторон – понимания речи ребенком и собственной его активной речевой деятельности. Преодоление аномалии развития требует социальных по природе путей и средств в виде осуществления целостного воздействия на личность учащихся в специальном образовательно-воспитательном процессе, который опирается не только на имеющиеся у слабослышащего ребенка положительные данные; на достигнутый к этому времени уровень развития, но и обязательно на его компенсаторные возможности; особые условия, позволяющие максимально усилить этот компенсаторный фонд с целью преодоления последствий дефекта, выправления нарушенного хода становления личности, ее социальных связей, все сторон психики.
Целостный, личностный характер подхода к анализу своеобразия развития ребенка с частичным дефектом слуха в отличие от старого, механистического подхода, позволил вскрыть диалектику взаимодействия биологических и социальных факторов и их влияние на все стороны психики. Прямые последствия биологического фактора ведут к своеобразию условий социального общения слабослышащего ребенка, а понесенные личностью потери в общении из-за нарушенного контакта с окружающими оказывают решающее влияние на формирование психики ребенка.
Теоретическая разработка проблемы аномального развития детей с недостатками слуха, осуществленная Р.М. Боскис, выявила и особенности самого дефекта слуха, и картину своеобразия речевого развития. Было отмечено, что у детей с частичным нарушением слухового анализатора наблюдается неспособность прислушиваться, концентрировать слуховое внимание на тех звучаниях, которые с количественной стороны все же доступны данному состоянию физического слуха ребенка.
Последнее обстоятельство было квалифицировано как своеобразное вторичное проявление последствий дефекта, как результат несформированности слухового опыта ребенка. Поэтому и сущность педагогического воздействия базируется на принципиально иных основаниях: ребенка нужно научить пользоваться остаточным слухом, развить его слуховое внимание, сформировать и развить опыт слухового восприятия в процессе специальной работы по формированию речи, а не восстанавливать сам слух. Наиболее важным является не приспособление к слуховому дефекту ребенка в педагогическом процессе, а корригирующее воздействие на слуховое восприятие с целью развития речи и ее компонентов, а следовательно и познавательной деятельности.
Нарушение слуха дает искаженное восприятие звукового состава воспринимаемой речи, что ведет, вследствие анатомо-физиологических связей слухового и речевого анализаторов, к нарушению взаимодействия слуховых образов с кинестезиями, следовательно, и к собственному искаженному произношению. Смыслоразличение при этом нарушается, что проявляется в своеобразном понимании воспринимаемых слов и фраз и в неадекватном использовании языкового материала в самостоятельной речи.
Материалы по педагогике:
Психологические особенности развития детей шести лет
Многочисленные исследования ученых, физиологов, психологов, педагогов, практический опыт ученых-новаторов позволили прийти к выводу о возможности и необходимости обучения детей с шести лет. Это возраст, с которого целесообразно начинать систематическое обучение. Познавательная сфера шестилетних дет ...
Методика и формы работы над сказкой
Изучение сказок можно вести с восемнадцатого века, когда возник научный интерес к ним. Одним из первых ученых, кто понял ценность сказок, был историк В.Н. Татищев, увидевший в них отражение истории и быта русского народа. Интерес к сказкам проявили многие писатели восемнадцатого века, но только в н ...
Хореографическое искусство
Ситуация, складывающаяся в сфере «хореография и художественная самодеятельность», имеет разветвлённый многоуровневый, противоречивый характер. Сегодня существует обилие хореографических коллективов (ансамблей), использующих хореографический материал лишь как средство для сценического показа и демон ...