BriefEducation
Образование: теория и практика » Методы, приемы обучения и коррекции интонационной выразительности речи и их влияние на творческие способности слабослышащих учеников » Историко-педагогический аспект обучения слабослышащих детей

Историко-педагогический аспект обучения слабослышащих детей

Страница 2

В 30-х гг. XX столетия начало осуществляться всеобщее начальное образование аномальных детей, в том числе детей с недостатками слуха. Это с еще большей остротой выдвинуло проблему их дифференцированного обучения и способствовало привлечению внимания как к глухим детям со значительными остатками слуха, так и к детям, которые могут обучаться на слухозрительной основе. С середины 30-х годов начинает значительно увеличиваться количество классов и школ для слабослышащих детей. В начале 50-х годов по РСФСР их насчитывалось более 30.

Однако открытие школ для слабослышащих не делало их сразу в подлинном смысле школами, в которых осуществляется специальное, отвечающее особенностям развития этой категории аномальных детей обучение. Школьное обучение слабослышащих длительное время складывалось на интуитивно-эмпирической основе, учебный процесс строился в основном на базе процесса массовой школы с введением некоторых специфических элементов и разделов. Специфика учебного процесса в первых школах для слабослышащих вплоть до 50-х годов ограничивалась занятиями по коррекции произношения, чтению с губ и развитию слухового восприятия.

Для успешной и эффективной организации образовательного процесса в школе для слабослышащих было необходимо наличие ряда условий. Одним из важных условий являлось наличие такой психологической концепции, которая предоставила бы в распоряжение исследователей и практиков научно обоснованные выводы относительно наиболее фундаментальных категорий дефектологии. К ним относятся: понятие о сущности, структуре дефекта развития и его последствиях; о взаимодействии анализаторов, обеспечивающих формирование психических процессов и их функций; о роли речи и речевого общения в развитии личности; о компенсаторной основе коррекционно-педагогического воздействия в специально организованном процессе преодоления последствий аномалии. Необходимо было также иметь объективные данные по вопросу о роли биологических и социальных факторов в развитии личности.

Такая концепция была разработана отечественным психологом и дефектологом Л.С. Выготским и его школой. Исследования Л.С. Выготского, его учеников и последователей А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия – «показали, что такие высшие специфически человеческие психические функции, как логическое мышление, осмысленная память, целеполагающая воля, речь и т.д., не даны человеку в готовом виде от рождения и что они формируются у этого индивида прижизненно в результате усвоения им социального опыта, овладения им средствами коммуникации и духовного производства (прежде всего средствами языка), вырабатываемыми и культивируемыми обществом».

Важное значение, как для выявления сущности детских аномалий, так и для определения путей преодоления их последствий имело выдвижение А.Н. Леонтьевым категории деятельности как фактора развития ребенка. Особую актуальность при этом приобретало указание на активный характер деятельности по усвоению социального опыта, языка, продуктов материальной и духовной культуры.

Творчески применив учение Л.С. Выготского о сложной структуре развития аномальных детей, его ученица Р.М. Боскис провела ряд исследований особенностей развития детей с недостатками слуха, по-новому представила сущность аномалии этих детей и разработала научное обоснование их классификации. Для достижения цели нашей работы нам необходимо сделать ряд частных уточнений, которые помогут понять своеобразие психического развития слабослышащих, сущность этой аномалии, а следовательно, и возможные пути компенсации и коррекции в специально организованном обучении и воспитании.

Развитие психики слабослышащего ребенка протекает аномально, поскольку ребенок плохо слышит, то есть имеет физический недостаток, который привел к нарушению многих функций и сторон психики, определяющих ход и результаты развития личности ребенка: сформировались только зачатки речи, мышление почти не продвинулось в своем развитии от наглядно-образного к словесно-абстрактному. Другие стороны психики в своем становлении у этого ребенка не испытывали решающего воздействия со стороны речи и отвлеченного мышления, которому они подвергаются в норме. В таком состоянии взаимодействие акустического анализатора с речедвигательным оказалось нарушенным, что помешало нормальному становлению речевых механизмов, вторично привело к недоразвитию речевой деятельности и продолжает препятствовать дальнейшему формированию речи.

В норме речь и мышление развиваются во взаимодействии и взаимовлиянии. Результативность этой связи зависит от уровня развития и степени совершенства каждой из этих психических функций. Поскольку дефект слуха наступил в раннем возрасте, то аномалия носит не узкочастичный, а целостно-системный характер. Слабослышащий ребенок принципиально отличается от глухого и слышащего в разных планах, поскольку у слабослышащего имеется не тотальное, а частичное нарушение деятельности одного из самых существенных анализаторов – слуха. По сравнению с глухим он иначе приспосабливается к своему дефекту, ищет другие пути компенсации главным образом за счет неполноценного слуха, а не зрения. По сравнению со слышащими у него имеется качественное своеобразие использования дефектного слуха как фактора развития речи. Речь слабослышащего оказывается не только недоразвитой, но еще искаженной. Так, наряду с бедностью словаря наблюдается усвоение слов в неправильном лексическом значении, наряду с недоразвитостью грамматической структуры – многообразные смешения категорий, неправильное понимание их значения, а, следовательно, неадекватное использование в своей речи.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Дидактические игры в процессе обучения детей на уроках математики
Возраст ребенка с шести до семи лет принято считать переходным. С одной стороны, этот возраст можно назвать старшим дошкольным, если ребенок обучается в детском саду. С другой стороны – младшим школьным, потому что с приходом в школу ребенок погружается в учебную деятельность. Однако ведущей деятел ...

Развитие познавательных психических процессов у детей дошкольного возраста без речевой патологии
Познавательные психические процессы – ощущение, восприятие, мышление, воображение, память – формируют информационную базу, ориентировочную основу психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе Исследования Л.С. Выготског ...

Процесс глобализации сферы высшего образования
Глобализация сферы высшего образования стала дополнительным фактором усиления европейской интеграции. На значимость этого процесса указывает Болонская декларация, где говорится о «противостоянии вызовам нового тысячелетия» и об увеличении международной конкурентоспособности европейского образования ...

Разделы

© 2022 Copyright www.briefeducation.ru