Педагогический артистизм возникает при наличии у учителя английского языка богатой духовной жизни, интеллигентности, больших внутренних сил, ведь педагог, в отличие от актера, "играет" самого себя. Наличие актерского таланта - очень важное условие, но он только тогда может помочь педагогу английского языка раскрыть все богатство своих проявлений, когда сочетается со способностью глубоко мыслить и чувствовать, постоянной работой над собой, самосовершенствованием. Педагогика требует умения постоянно трудиться, а "растапливать печку творчества", - как пишет М.О. Кнебель, - "приходится самим собой, и только в ежечасном "самосгорании" обретаются новые силы" В.И. Немирович-Данченко говорил, что современный художник должен быть "социально воспитанным" человеком. Этим термином он называл человека, у которого наряду с навыками общения с людьми, этическими требованиями к себе и людям, реальными нормами поведения наличествует комплекс социальных обязательств и стимулов. Бедности души не скрыть за знанием "рецептов" театрального или педагогического дела.
М.О. Кнебель пишет по этому поводу: "Понятие самоусовершенствования мы сдали в архив. В то время как стоит оглянуться на судьбы крупных художников, - будь это живописец, композитор, писатель или скульптор, - мы увидим титанический труд над самим собой, над овладением мастерством, над глубиной познания мира"
Для развития артистизма необходимы социокультурные основания - то, что человеком приобретено в течение жизни и сформировано в виде опыта (совокупность практических знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом английского языка в ходе повседневной учебно-воспитательной работы), направленности (стремление личности стать, быть и оставаться учителем английского языка, помогающее ей преодолевать препятствия и трудности в своей работе), мировоззрения (целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества), чувства юмора. Здесь речь идет, прежде всего, о личностных смыслах и ценностях человека. М.Н. Ермолова в связи с этим писала: "Актера нельзя воспитать и обучить, если не воспитать в нем человека"
Еще одним условием развития педагогического артистизма является чувство юмора - сложное психофизиологическое образование, тесно связанное со сферой эмоций, субъективная способность личности воспринимать мир и отражать его. Умение шутить в эмоциогенной обстановке является убедительным выражением педагогического артистизма. Артистичный педагог английского языка использует юмор с большим тактом и осторожностью, способствуя развитию личности ребенка.
Посмотрите, сколько артистизма и юмора в том, как встречает чуть припоздавшего ученика герой рассказа Ф. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла" "гениальный" математик Харлампий Диогенович.
"В таких случаях он останавливался в дверях, перекладывал журнал из руки в руку и жестом, исполненным уважения к личности ученика, указывал на проход. Ученик мнется, его растерянная физиономия выражает желание как-нибудь понезаметней проскользнуть в дверь после учителя. Зато лицо Харлампия Диогеновича выражает радостное гостеприимство, сдержанное приличием и пониманием необычности этой минуты. Он дает знать, что само появление такого ученика - редчайший праздник для нашего класса и лично для него. что его никто не ожидал, и раз уж он пришел, никто не посмеет его упрекнуть в этом маленьком опозданьице, тем более он, скромный учитель, который, конечно же, пройдет в класс после такого замечательного ученика и сам закроет за ним дверь в знак того, что дорогого гостя не скоро отпустят.
Все это длится несколько секунд. И, в конце концов, ученик, неловко протиснувшись в дверь, спотыкающейся походкой идет на свое место.
Материалы по педагогике:
Оказание первой доврачебной помощи
при травмах, возникших в результате несоблюдения техники безопасности на
занятиях по физической культуре
Первая помощь - это «совокупность простых, целесообразных мер по охране здоровья и жизни пострадавшего от травмы или внезапно возникшего заболевания». Правильно оказанная первая помощь сокращает время специального лечения, способствует быстрейшему заживлению ран и часто является решающим моментом п ...
Содействие улучшению физического развития и двигательной подготовленности
учащихся, овладение навыками самостоятельных занятий физической культурой
Содействие улучшению физического развития и двигательной подготовленности учащихся очень важно. Ведь, овладевая необходимыми умениями и навыками учащиеся приспосабливаются к дальнейшей жизни, способны избежать травм и др. Самым лучшим средством для этого является физическое упражнение. Школьникам н ...
Обзор методик рейтинговой системы оценки качества работы преподавателей
В рамках моего дипломного проекта, одной из задач является разработать методику по оценке качества деятельности преподавателей кафедры «Информационные системы в экономике» с использованием интеллектуальных компонентов. При создании любой методики оценки качества деятельности преподавателей встает в ...