Рис.2. Факторы развития педагогического артистизма у учителя английского языка.
Такой учитель английского языка может легко сосредоточиться на изложении нового материала и в то же время живо реагировать на отношение учеников, быстро перестраивая в нужных случаях содержание и форму урока. Способность к саморегуляции, гибкость нервной системы позволяют учителю английского языка изменять отдельные проявления своей личности, самообновляться.
А.П. Ленский писал: "Абсолютное отсутствие чувства, так же как и крайняя чувствительность без самообладания, делает человека крайне непригодным к сцене; средняя чувствительность при самообладании дает хорошего актера, и только крайняя чувствительность при полном самообладании - великого исполнителя".
От чуткости педагога английского языка к различным раздражителям во многом зависит восприятие действительности. Развитое воображение обеспечивает переработку и комбинацию различных впечатлений. Исследования показывают, что более успешно овладевают педагогическим артистизмом учителя английского языка с богатым внутренним миром, интенсивными эмоциональными реакциями, экспрессивностью поведения, экстраверсией, умеющие хорошо идентифицировать себя и мир с образным представлением.
Соответственно, можно предположить, что у учителей английского языка с доминированием таких черт, как интроверсия, бесстрастность восприятия и отклика на происходящее, эгоцентричность, выработка артистизма затруднена. Высокая эмоциональность проявляется в ярко выраженной демонстрации эмоций, суждений, понимании и проявленном сочувствии к переживаниям ребят. Развитое образное ощущение мира дает возможность педагогу английского языка создавать образ ситуации, задачи, легко придумывать знаки и символы явлений, без труда соединять, казалось бы, несоединимые вещи.
Педагогический артистизм основывается на гармонии мышления и чувства. Общеизвестно, что "сухие", сугубо "информационные" уроки английского языка и в научном, и в воспитательном плане оказываются малодейственными. Чувственный мир ребенка - своеобразный катализатор его познавательной и практической деятельности; убеждения личности вне чувств не существуют, и они тем прочнее, чем более наполнены такими положительными чувствами, как прекрасное и возвышенное в единстве со знаниями. Поэтому так велика роль умения учителя английского языка выражать свои чувства, делать их понятными и притягательными для детей; вызывать сочувствие, сопереживание, заражая ребят своими реакциями.
Проводником чувства, по К.С. Станиславскому, является внимание. Любое искусство начинается с внимательного взгляда на окружающий мир; управляемое внимание позволяет сосредоточить силы ума и души. В.А. Кан-Калик отмечает, что умение концентрировать внимание, переключать его по своей воле необходимо педагогу едва ли не в большей степени, чем актеру. Внимательный человек больше других получает и больше отдает; его внутренний мир содержателен, манит окружающих людей.
М.О. Кнебель писала: "Мы не можем себе представить, что нам суждено увидеть, но мы должны быть готовы воспринять это открыто, с удивлением и радостью".
Педагогический артистизм основан на умении не только концентрировать внимание на объектах, но распределять внимание между двумя или несколькими плоскостями, держать в поле внимания всех учащихся, реагировать на признаки утомления, непонимания, а также следить за своим поведением (позой, жестами, мимикой, походкой).
С понятием внимания тесно связано понятие наблюдательности - интереса ко всем проявлениям действительности, стремление понять и эмоционально пережить происходящее, диалектический взгляд на жизнь. Педагогическая наблюдательность - это, прежде всего способность проникать в тайники детской души.
Материалы по педагогике:
Классификация сказок
Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества. Фольклористика посвятила сказке множество исследований, но определение ...
Среднее профессиональное образование
Выбор профессиональной ориентации образования осуществляется учащимися в третьем классе колледжа. Как правило, по этому пути идет не слишком успевающая в учебе молодежь. Профессиональное образование предоставляется в профессиональных лицеях, а также в центрах ученичества. Профессиональные лицеи гот ...
Психолингвистические требования к методике обучения английскому языку как
второму иностранному
Введение второго иностранного языка в школе означает, что образование становится многоязычным: родной язык, первый иностранный, второй иностранный образуют уникальное лингвистическое явление – триглоссию. Вместе с тем, поскольку обучение любому языку неразрывно связано с культурой страны изучаемого ...