Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности учителя усилили потребность в формировании творческой индивидуальности педагога, реализации его творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности.
Педагогу как творческой личности необходимо овладеть педагогическим тактом, развивать педагогическую интуицию, способность к импровизации, педагогический артистизм. Последнему уделяется пока незаслуженно мало внимания. Учителя недооценивают роль эмоционально-образного компонента в своей деятельности, хотя сила действия урока во многом зависит именно от личности самого учителя, от его персонального обаяния, от оригинальности его характера, от выразительности и интересности его поведения в классе.
Педагогический артистизм как проявление богатой палитры отношенческих реакций на явления окружающего мира, способность яркой эмоционально-образной перекодировки информации в нужном для урока направлении является качеством, имеющим сегодня реальное право быть включённым в профессиограмму (документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам; к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки) современного педагога.
Не зря Р. Бёрнс в книге "Развитие Я-концепции и воспитание" справедливо заметил, что во все времена подлинные педагоги подчёркивали значение эмоциональных аспектов в воспитании и общении. Однако, если раньше внимание обращали прежде всего, на отрицательные эмоции, такие, как страх перед наказанием или неудачей, то нас больше интересуют возможности положительного воздействия эмоциональных переживаний в воспитательно-образовательном процессе.
Мы согласны с мнением большинства педагогов, исследующих проблемы педагогического артистизма в том, что ему нельзя обучить. Но можно научиться понимать его проявления, осознавать и по достоинству оценивать его значимость в педагогическом процессе. Можно развить некоторые качества личности (образное мышление, наблюдательность, воображение, эстетику речи, пластическую культуру), напрямую связанные с артистизмом.
Учитель, стремящийся к самосовершенствованию, к высоким результатам своей работы, может - если захочет, раскрыть, а затем усовершенствовать свои природные артистические данные.
В наше сложное время велика опасность того, что школа из "храма знаний" превратится в "рынок знаний", а усвоенные педагогом элементы педагогического артистизма окажутся всего лишь внешней упаковкой "товара". Чтобы этого не произошло, следует всегда помнить о том, что за актёрской и режиссёрской техникой должны стоять богатое внутреннее содержание личности, её цельность и самобытность.
Актёрский талант только тогда будет подспорьем в учительской работе, когда он сопряжён со способностью педагога глубоко мыслить и чувствовать, постоянно совершенствоваться.
Все сказанное подтверждает актуальность выбранной темы дипломной работы.
Цель: Изучить возможности развития педагогического артистизма у будущего учителя английского языка.
Объект исследования: развитие педагогического артистизма.
Предмет: Пути развития педагогического артистизма у будущего учителя английского языка.
Гипотеза: систематическое проведение тренингов по развитию педагогического артистизма у будущих учителей английского языка, будет способствовать повышению его уровня.
Задачи:
1) изучить взгляды исследователей на педагогический артистизм;
2) выяснить условия, факторы и подходы к развитию педагогического артистизма у будущего учителя английского языка;
3) разработать тренинги по развитию педагогического артистизма у будущих учителей английского языка.
Методы исследования:
анализ литературы по теме дипломной работы;
наблюдение;
анализ результатов практической работы.
Практическая значимость: разработанные тренинги можно использовать для развития педагогического артистизма у учителей английского языка в средних школах и у студентов педагогических колледжей, обучающихся по соответствующей специальности.
Результаты дипломной работы были доложены на следующих конференциях:
На студенческой научно - практической конференции "Современное студенчество в современном мире", проходившей в марте 2009 года в НПК №2.
На Всероссийском научно - практическом форуме студентов и аспирантов "Проблемы педагогики и психологии детства", проходившем 14 мая 2009 года в НГПУ.
На научно-практической конференции "Стратегия развития партнерских отношений по воспитанию зрительской культуры в молодежной среде", проходившей 18 ноября 2009 года в Новосибирском академическом молодежном театре "Глобус".
По результатам этой конференции будет издана статья "Педагогический артистизм и пути его развития".
педагогический артистизм учитель тренинг
Материалы по педагогике:
Понятие урок в педагогике
Для урока, как формы учебной работы, свойственны такие признаки: · имеет строго обозначенные рамки учебного времени; · на уроке как правило присутствует постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности к учебной работе; · каждый урок отводится на изучение одного предмет ...
Этапы обработки соломки
Следует помнить, что в снопах солому держать нельзя, так как непросушенная, она может преть и стать непригодной для работы. Поэтому, когда снопы доставлены на место обработки, их следует развязать и разложить на полу или стеллажах, с в сухих хорошо проветриваемых помещениях. Необходимо также знать, ...
Воспитание и развитие учащихся 6-7 классов в процессе обучения биологии
Осуществление дидактического принципа единства обучения, воспитания и развития требует взаимодействия всех компонентов учебно-воспитательного процесса, при котором комплексно решаются задачи усвоения учащимися знаний, их использования для формирования научных взглядов, убеждений, отношений, развити ...