BriefEducation
Образование: теория и практика » Воспитание и развитие учащихся 6-7 классов в процессе обучения биологии

Воспитание и развитие учащихся 6-7 классов в процессе обучения биологии

Страница 6

Рассмотрение подобных вопросов на уроке или классном часе обосновывает огромное значение хлеба в жизни человека, в экономике страны, заставляет задуматься о необходимости бережного отношения к хлебу.

В век научно-технического прогресса остро стоит задача экологического образования учащихся — формирования у них ответственного отношения к природе. В содержании разделов «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники» важное место отводится экологическим знаниям и умениям, па основе которых формируется ответственное отношение учащихся к природе. В них находят отражение вопросы о природной среде и ее факторах, об условиях жизни растений, бактерий, грибов, лишайников, о растительном сообществе, о проблемах охраны окружающей среды. Основные вопросы экологии раскрываются в органической связи с изучением процессов жизнедеятельности и систематики растений.

Перечень экологических знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся, дан в «Основных требованиях к знаниям и умениям учащихся». Так, программа по биологии VI—VII класса предусматривает овладение учащимися знаниями о связях растений со средой, об охране и рациональном использовании растений, о приспособленности растений к совместному обитанию, о редких и исчезающих видах растений местной флоры и умениями проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями в растительном мире и оформлять результаты наблюдений, участвовать в озеленении школы и своей местности, соблюдать правила поведения в природе.

Выделение в конце VI класса темы «Растения и окружающая среда», в которую включены сведения об экологических факторах, взаимосвязях растений с факторами живой и неживой природы, о приспособленности растений к совместному проживанию, позволяет шире использовать экологический подход при изучении многообразия цветковых растений, а также остальных отделов -растений, не только знакомить учащихся с таксономической характеристикой видов, но и раскрывать их роль в природе, подводить к выводу о значении одних видов для других, о необходимости их охраны. Экологический подход важно также использовать и при изучении бактерий и грибов: не только рассматривать особенности строения и жизнедеятельности этих организмов, но и показывать их роль в природе, в разрушении созданных растениями органических веществ, в пополнении запаса веществ для растений.

Большое значение в экологическом воспитании имеют экскурсии в природу, где учащиеся знакомятся с растениями в их естественной среде. Общение с природой пробуждает у школьников чувство прекрасного, развивает эстетическое восприятие мира. На первой экскурсии в природу в VI классе предусматривается ознакомление учащихся с правилами поведения в природе. Учитель школы № 80 г. Москвы Т. Б. Державина знакомит школьников с правилами и нормами поведения в природе, которые следует соблюдать, чтобы не наносить вред растениям, и дает им научное обоснование: не собирать букеты цветущих растений, так как это обедняет природу, поскольку лишенные цветков растения не образуют плоды и семена; не повреждать ветви деревьев и кустарников, не снимать с них кору, так как растения при этом легко повреждаются микробами и засыхают; ходить только по тропинкам, чтобы не нарушать лесную подстилку, не вытаптывать травянистые растения и оберегать связи, которые сложились между растениями й процессе их развития; разводить костры только в специально отведенных для этой цели местах и использовать лишь сушняк.

Для воспитания культуры поведения школьников в природе недостаточно ознакомить их с нормами и правилами, необходимо еще обеспечить условия, в которых эти правила могли бы быть закреплены в сознании учащихся. Поэтому Т. Б. Державина на экскурсии организует обсуждение со школьниками возможных вариантов поведения человека в следующих ситуациях: «Человек в лесу», «Как ходить по лесу», «Тишина», «Костер в лесу» и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Материалы по педагогике:

Анализ урока физической культуры
Центральным и основополагающим компонентом учебной работы по физическому воспитанию является урок физической культуры. Посещая урок, руководителю целесообразно проанализировать следующие его компоненты: организацию урока; физическую нагрузку учащегося; общую и моторную плотность урока; обучение дви ...

Протоколы двух-трех любых посещенных уроков
Основное внимание в школе уделяется практической стороне, нежели теории. Такая возможность все "пощупать своими руками" в прямом и переносном смысле очень помогает быстро освоиться в каждой области. Урок «Мир вокруг нас» у 2 класса. 9 - 10Прозвенел звонок на урок. Дети уже находились в кл ...

Педагогические условия формирования гуманных взаимоотношений
И. Кононова считает, что процесс формирования и развития гуманных проявлений в сюжетно-ролевой игре очень сложен и многогранен. Он требует от воспитателей постоянного контроля и руководства. В своих исследованиях автор определяет задачи по достижению определенных результатов в работе по формировани ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru