BriefEducation
Образование: теория и практика » Воспитание и развитие учащихся 6-7 классов в процессе обучения биологии

Воспитание и развитие учащихся 6-7 классов в процессе обучения биологии

Страница 3

Развитию понятия об эволюции растительного мира способствует расположение материала об отделах растений в порядке их усложнения от водорослей до покрытосеменных. Материал о бактериях и грибах в разделе «Растения» не рассматривается, так как эти группы организмов в соответствии с данными современной науки относят к особым царствам.

Процесс формирования мировоззрения нельзя ограничить только усвоением учащимися ведущих мировоззренческих идей. Знания должны перерасти в твердые убеждения и проявляться в конкретных поступках и действиях, в отношениях к трудовой деятельности, к природе, обществу. Только тогда, когда у учащихся выработалось устойчивое личностное отношение ко всему происходящему вокруг, потребность и умение оценивать события, использовать знания и отстаивать свои взгляды, можно говорить о наличии сформированного мировоззрения и соответствующих ему убеждений.

Для выяснения уровня сформированно мировоззрения учащихся, их взглядов и убеждений необходимо использовать специально составленные вопросы и задания, создавать проблемные и игровые ситуации, заставляющие школьников решать те или иные научные или практические задачи, высказывать свою точку зрения, отношение по конкретному вопросу. Так, учащимся предлагаются вопросы и задания, требующие умения делать выводы мировоззренческого характера, исходя из определенных фактов и понятий; видеть в биологических явлениях взаимосвязи и взаимообусловленность, проявление законов диалектики; использовать знания по биологии в практике сельского хозяйства и охраны природы. Например, можно использовать следующие вопросы и задания:

— Докажите зависимость жизнедеятельности растений от естественных причин.

— Приведите примеры из жизни растений, доказывающие материальный характер происходящих в них процессов.

— Приведите доказательства естественного происхождения растений.

— Докажите, что растение — целостный организм.

— Докажите, что многообразие растений — результат их исторического развития.

— Объясните понятие «приспособленность семян к распространению ветром, животными —это результат длительного исторического развития растений».

Обобщение результатов экспериментальных исследований и педагогической практики позволяет определить следующие методические условия, способствующие успешному формированию научного мировоззрения учащихся:

— Систематическое проведение обобщений мировоззренческого характера, раскрытие причин многообразия растений, материальности биологических явлений, возможности управления ими.

— Рассмотрение учителем ведущих биологических идей, теорий, понятий, научных фактов с позиций диалектического материализма, использование биологических знании в качестве естественнонаучной базы для формирования мировоззрения учащихся.

— Определение роли каждого этапа учебного процесса, а также видов деятельности учащихся в формировании их научного мировоззрения.

— Установление взаимосвязи содержания мировоззренческих вопросов разделов «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники» с содержанием других учебных предметов.

— Обеспечение доказательности биологических выводов на основе привлечения научных фактов, полученных с помощью эксперимента, проверенных на практике. ,

— Организация самостоятельных работ творческого, поискового характера, создание проблемных ситуаций, применение познавательных задач и других способов активизации познавательной деятельности учащихся.

Систематическая проверка сформированности у школьников научного мировоззрения путем постановки вопросов, направленных на выявление собственной позиции учащихся, их убежденности, отношения к усваиваемым знаниям, стремления познать новые стороны биологических явлений, перевести знания в собственные взгляды и убеждения.

— Развитие потребностей у школьников применять основные знания в учебной и практической деятельности, в которой проявляются отношение учащихся к реальной действительности, их взгляды, убеждения в различных жизненных ситуациях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по педагогике:

Индивидуальный подход к учащимся как условие организации психологической поддержки
Как известно, в педагогическом процессе для успешного обучения важен индивидуальный подход к каждому ученику. Особенно важен такой подход при подготовке учащихся к подготовке к ЕГЭ. Чибисова М.Ю. делит детей на астенических, гипертимных и «застревающих» детей и дает им краткую психологическую харак ...

Использование межпредметных связей на уроках технологии
Каждый урок технологии в начальных классах дети называют уроком хорошего настроения, уроком творческого вдохновения и радости, уроком, на котором открываются секреты мастерства. Неподдельный интерес к этим урокам стимулирует у детей развитие волевых качеств, мыслительных операций анализа и синтеза, ...

Финансирование системы образования в целом
В развитых странах мира финансирование системы образования традиционно являются важнейшим вопросом государственной политики. Расходы на сферу образования составляют приоритетную статью расходов национальных бюджетов, а экономика образования представляет важнейший сектор национальной экономики. И эт ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru