BriefEducation
Образование: теория и практика » Воспитание и развитие учащихся 6-7 классов в процессе обучения биологии

Воспитание и развитие учащихся 6-7 классов в процессе обучения биологии

Страница 3

Развитию понятия об эволюции растительного мира способствует расположение материала об отделах растений в порядке их усложнения от водорослей до покрытосеменных. Материал о бактериях и грибах в разделе «Растения» не рассматривается, так как эти группы организмов в соответствии с данными современной науки относят к особым царствам.

Процесс формирования мировоззрения нельзя ограничить только усвоением учащимися ведущих мировоззренческих идей. Знания должны перерасти в твердые убеждения и проявляться в конкретных поступках и действиях, в отношениях к трудовой деятельности, к природе, обществу. Только тогда, когда у учащихся выработалось устойчивое личностное отношение ко всему происходящему вокруг, потребность и умение оценивать события, использовать знания и отстаивать свои взгляды, можно говорить о наличии сформированного мировоззрения и соответствующих ему убеждений.

Для выяснения уровня сформированно мировоззрения учащихся, их взглядов и убеждений необходимо использовать специально составленные вопросы и задания, создавать проблемные и игровые ситуации, заставляющие школьников решать те или иные научные или практические задачи, высказывать свою точку зрения, отношение по конкретному вопросу. Так, учащимся предлагаются вопросы и задания, требующие умения делать выводы мировоззренческого характера, исходя из определенных фактов и понятий; видеть в биологических явлениях взаимосвязи и взаимообусловленность, проявление законов диалектики; использовать знания по биологии в практике сельского хозяйства и охраны природы. Например, можно использовать следующие вопросы и задания:

— Докажите зависимость жизнедеятельности растений от естественных причин.

— Приведите примеры из жизни растений, доказывающие материальный характер происходящих в них процессов.

— Приведите доказательства естественного происхождения растений.

— Докажите, что растение — целостный организм.

— Докажите, что многообразие растений — результат их исторического развития.

— Объясните понятие «приспособленность семян к распространению ветром, животными —это результат длительного исторического развития растений».

Обобщение результатов экспериментальных исследований и педагогической практики позволяет определить следующие методические условия, способствующие успешному формированию научного мировоззрения учащихся:

— Систематическое проведение обобщений мировоззренческого характера, раскрытие причин многообразия растений, материальности биологических явлений, возможности управления ими.

— Рассмотрение учителем ведущих биологических идей, теорий, понятий, научных фактов с позиций диалектического материализма, использование биологических знании в качестве естественнонаучной базы для формирования мировоззрения учащихся.

— Определение роли каждого этапа учебного процесса, а также видов деятельности учащихся в формировании их научного мировоззрения.

— Установление взаимосвязи содержания мировоззренческих вопросов разделов «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники» с содержанием других учебных предметов.

— Обеспечение доказательности биологических выводов на основе привлечения научных фактов, полученных с помощью эксперимента, проверенных на практике. ,

— Организация самостоятельных работ творческого, поискового характера, создание проблемных ситуаций, применение познавательных задач и других способов активизации познавательной деятельности учащихся.

Систематическая проверка сформированности у школьников научного мировоззрения путем постановки вопросов, направленных на выявление собственной позиции учащихся, их убежденности, отношения к усваиваемым знаниям, стремления познать новые стороны биологических явлений, перевести знания в собственные взгляды и убеждения.

— Развитие потребностей у школьников применять основные знания в учебной и практической деятельности, в которой проявляются отношение учащихся к реальной действительности, их взгляды, убеждения в различных жизненных ситуациях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по педагогике:

Внимание как избирательная направленность и сосредоточенность психической деятельности
Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водово ...

Значение традиции в современном обществе
Традиционная народная культура складывалась тысячелетиями, бережно хранилась и наследовалась множеством поколений. Ее уникальность проявляется во всем: и в содержании, и в способах хранения, передачи, распространения. Она имеет глубочайшие исторические корни. В, следствии чего, необходимо возрождат ...

Роль взрослого в формировании у дошкольников гуманных чувств
Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста. Главное направление в методике - проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку) ...

© 2021 Copyright www.briefeducation.ru