Содержание биологического образования в VI—VII классах пересмотрено в аспекте усиления его роли в подготовке учащихся к жизни, к труду в сфере материального производства. Усилено внимание к раскрытию научных основ производства, в котором используются биологические системы, к технологии выращивания сельскохозяйственных растений. Это достигается введением в программу раздела о растениях темы «Сельскохозяйственные растения», выделением в теме «Корень» обобщающего урока на тему «Применение знаний о строении и жизнедеятельности корней при выращивании растений», включением в раздел «Бактерии. Грибы. Лишайники» материала об их применении для производства кормовых дрожжей, лекарств, витаминов и других органических веществ, выделением обобщающего урока «Роль бактерий и грибов в природе и их использование в промышленном производстве кормовых дрожжей, лекарств и других продуктов».
Политехническая, практическая направленность содержания программы обеспечивается также выделением времени на проведение практических работ, экскурсий, включением в темы «Отдел покрытосеменные растения», «Отделы растений» фенологических наблюдений.
Осуществлению связи теоретического и практического материала способствуют предусмотренные программой практические работы по уборке урожая и сбору семян, уходу за растениями, заготовке черенков для размножения, определению всхожести семян культурных растений и др. В ходе практической деятельности по выращиванию растений, по охране природы учащиеся используют знания, полученные на уроках, о жизнедеятельности организмов, об их связи между собой и с факторами неживой природы. Следует иметь в виду, что в программе приведен примерный перечень практических работ, он может быть расширен, одни виды работ заменены другими.
Необходимо использовать все возможности для проведения учащимися практических работ на учебно-опытном участке, общественно полезного труда по озеленению улиц и скверов, в лесничествах, на полях колхозов и совхозов. При этом важно дать учащимся задания, направленные на применение ботанических знаний по уходу и выращиванию растений.
Целесообразно устанавливать контакты с ближайшими колхозами и совхозами, особенно городских школ, проводить туда экскурсии, включаться в производительный труд и оказывать посильную помощь, организовывать встречи с передовиками производства. Все это позволит расширить и конкретизировать знания учащихся о сельскохозяйственных культурах, познакомиться с профессиями, получить некоторые сведения по экономике.
В процессе изучения биологии VI—VII класса такие учебные умения, как работа с микроскопом, распознавание некоторых сортов растений, семян, удобрений, всходов, составление плана работ по выращиванию растений, приобретают политехнический характер. К политехническим умениям также можно отнести разработку плана опытов с растениями, учет результатов, вычисления и расчеты производственного характера, распознавание, определение и изучение объектов, имеющих хозяйственно-экономическое значение.
Таким образом, связь теоретических знаний с практикой, показ на конкретных примерах практической значимости биологических знаний при выращивании растений, включение школьников в практическую деятельность на учебно-опытном участке, на полях колхозов и совхозов, показ 'трудовых традиций и подвигов советского народа окажут большую роль в трудовом воспитании школьников, будут способствовать формированию у них уважительного отношения к труду, к людям труда.
Трудовая подготовка учащихся тесно связана с их экономическим воспитанием, формированием бережного отношения к результатам труда людей, к труженикам производства, к природе.
Интересен опыт работы по экономическому воспиташпо школьников учительницы школы № 315 г. Москвы Л.М. Авериной, которая в органической связи с содержанием изучаемого материала формирует у учащихся элементы экономического мышления, проводит мысль о том, что необходимо разумное использование природных ресурсов, забота об их воспроизводстве и строгое, экономное расходование. Так, на уроке, посвященном изучению пшеницы— важнейшей зерновой культуры, наряду с биологией растения, технологией его выращивания осуществляется привитие бережного отношения к продуктам питания, особенно к хлебу, уважение к людям, выращивающим хлеб. К уроку готовятся плакаты: «Хлеб — главное богатство страны, мерило всех ценностей», «Хлеб — всему голова», «Будет хлеб — будет и песня». Отдельные учащиеся сообщают о том, сколько нелегкого труда, упорства, а иногда и героизма требуется, чтобы вырастить хлеб, о неэкономном использовании хлеба в отдельных семьях. Учитель широко применяет диаграммы, цифровой материал, вырезки из газет и журналов со статьями о хлебе, предлагает учащимся определить, как расходуется хлеб в их семьях, указать, бывают ли отходы и как они используются.
Материалы по педагогике:
Основные положения спортивной подготовки юных волейболистов
Спортивные занятия по волейболу должны содействовать решению основных задач физического воспитания школьников в том плане, чтобы по окончании школы школьники могли без ущерба для здоровья и с достаточно высокой работоспособностью включиться в производительный общественно полезный труд. Поэтому в пр ...
Древесные и кустарниковые растения
Одной из ответственных задач, стоящих перед учителем биологии, является повышение эффективности всех применяемых в школе форм и методов обучения, в том числе лабораторных работ. Рекомендуемый раздаточный материал для всех школ и может быть заготовлен силами учащихся во время осенней обрезки деревье ...
Способы и приемы развития связной речи у детей старшего
дошкольного возраста в семье
Семья - это единственная социальная группа, приспособившаяся к многочисленным сменяющим друг друга событиям в такой небольшой временной промежуток и в таком небольшом жизненном пространстве. По определению В.В. Столина, семья - это "открытая система, подверженная внешним и внутренним воздейств ...