BriefEducation
Образование: теория и практика » Воспитание и развитие учащихся 6-7 классов в процессе обучения биологии

Воспитание и развитие учащихся 6-7 классов в процессе обучения биологии

Страница 5

Содержание биологического образования в VI—VII классах пересмотрено в аспекте усиления его роли в подготовке учащихся к жизни, к труду в сфере материального производства. Усилено внимание к раскрытию научных основ производства, в котором используются биологические системы, к технологии выращивания сельскохозяйственных растений. Это достигается введением в программу раздела о растениях темы «Сельскохозяйственные растения», выделением в теме «Корень» обобщающего урока на тему «Применение знаний о строении и жизнедеятельности корней при выращивании растений», включением в раздел «Бактерии. Грибы. Лишайники» материала об их применении для производства кормовых дрожжей, лекарств, витаминов и других органических веществ, выделением обобщающего урока «Роль бактерий и грибов в природе и их использование в промышленном производстве кормовых дрожжей, лекарств и других продуктов».

Политехническая, практическая направленность содержания программы обеспечивается также выделением времени на проведение практических работ, экскурсий, включением в темы «Отдел покрытосеменные растения», «Отделы растений» фенологических наблюдений.

Осуществлению связи теоретического и практического материала способствуют предусмотренные программой практические работы по уборке урожая и сбору семян, уходу за растениями, заготовке черенков для размножения, определению всхожести семян культурных растений и др. В ходе практической деятельности по выращиванию растений, по охране природы учащиеся используют знания, полученные на уроках, о жизнедеятельности организмов, об их связи между собой и с факторами неживой природы. Следует иметь в виду, что в программе приведен примерный перечень практических работ, он может быть расширен, одни виды работ заменены другими.

Необходимо использовать все возможности для проведения учащимися практических работ на учебно-опытном участке, общественно полезного труда по озеленению улиц и скверов, в лесничествах, на полях колхозов и совхозов. При этом важно дать учащимся задания, направленные на применение ботанических знаний по уходу и выращиванию растений.

Целесообразно устанавливать контакты с ближайшими колхозами и совхозами, особенно городских школ, проводить туда экскурсии, включаться в производительный труд и оказывать посильную помощь, организовывать встречи с передовиками производства. Все это позволит расширить и конкретизировать знания учащихся о сельскохозяйственных культурах, познакомиться с профессиями, получить некоторые сведения по экономике.

В процессе изучения биологии VI—VII класса такие учебные умения, как работа с микроскопом, распознавание некоторых сортов растений, семян, удобрений, всходов, составление плана работ по выращиванию растений, приобретают политехнический характер. К политехническим умениям также можно отнести разработку плана опытов с растениями, учет результатов, вычисления и расчеты производственного характера, распознавание, определение и изучение объектов, имеющих хозяйственно-экономическое значение.

Таким образом, связь теоретических знаний с практикой, показ на конкретных примерах практической значимости биологических знаний при выращивании растений, включение школьников в практическую деятельность на учебно-опытном участке, на полях колхозов и совхозов, показ 'трудовых традиций и подвигов советского народа окажут большую роль в трудовом воспитании школьников, будут способствовать формированию у них уважительного отношения к труду, к людям труда.

Трудовая подготовка учащихся тесно связана с их экономическим воспитанием, формированием бережного отношения к результатам труда людей, к труженикам производства, к природе.

Интересен опыт работы по экономическому воспиташпо школьников учительницы школы № 315 г. Москвы Л.М. Авериной, которая в органической связи с содержанием изучаемого материала формирует у учащихся элементы экономического мышления, проводит мысль о том, что необходимо разумное использование природных ресурсов, забота об их воспроизводстве и строгое, экономное расходование. Так, на уроке, посвященном изучению пшеницы— важнейшей зерновой культуры, наряду с биологией растения, технологией его выращивания осуществляется привитие бережного отношения к продуктам питания, особенно к хлебу, уважение к людям, выращивающим хлеб. К уроку готовятся плакаты: «Хлеб — главное богатство страны, мерило всех ценностей», «Хлеб — всему голова», «Будет хлеб — будет и песня». Отдельные учащиеся сообщают о том, сколько нелегкого труда, упорства, а иногда и героизма требуется, чтобы вырастить хлеб, о неэкономном использовании хлеба в отдельных семьях. Учитель широко применяет диаграммы, цифровой материал, вырезки из газет и журналов со статьями о хлебе, предлагает учащимся определить, как расходуется хлеб в их семьях, указать, бывают ли отходы и как они используются.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Материалы по педагогике:

Игры при изучении нового материала на уроках истории
Изучение нового материала – наиболее важная часть процесса обучения. В это время происходит восприятие и осмысление учебного материала. Изучение нового материала состоит из двух этапов: подготовки к изучению нового материала и собственного из изучения нового материала. Организация изучения нового м ...

Результаты анкетирования родителей и педагогов
На III этапе исследования мы провели анкетирование родителей и педагогов. Анкетирование родителей Цель исследования: выяснить, какие пути и средства используют родители в семье для объяснения детям устаревшей лексики. Контингент: для реализации поставленной цели мы провели анкетирование 20 родителе ...

Основные характеристики образовательной среды, обеспечивающие ее реабилитационные свойства
Основные характеристики образовательной среды, обеспечивающие ее реабилитационные свойства, таким образом, можно первоначально представить свойством диалогичности. Диалогичность - качество среды, характеризующееся взаимодействием всех субъектов образовательного процесса. Школа, являющаяся субъектом ...

Разделы

© 2025 Copyright www.briefeducation.ru