BriefEducation
Образование: теория и практика » Воспитание и развитие учащихся 6-7 классов в процессе обучения биологии

Воспитание и развитие учащихся 6-7 классов в процессе обучения биологии

Страница 7

В процессе анализа ситуаций учащиеся высказывают определенное отношение к ним, излагают свою точку зрения, обосновывают ее. Учитель конкретизирует их ответы и рассуждения, ориентирует школьников на предотвращение повреждения растений во время сбора плодов и семян, на практический вклад в дело охраны природы (участие в обрезке сухих ветвей, удалении валежника, участие в озеленении школы и микрорайона).

На экскурсиях в природу, при проведении фенологических наблюдений, выполнении летних заданий, общественно полезных работ по выращиванию растений школьники общаются с природой, что создает эмоциональное восприятие ими растений, поднимает настроение, убеждает в огромном значении для защиты растений связей между ними и природной средой. Учащиеся выявляют приспособленность видов к совместному обитанию, узнают о значении растений в поддержании газового состава атмосферы, в снижении загрязненности воздуха, в создании органических веществ как источника пищи, сырья для промышленности, получения лекарственных препаратов и др. и приходят к выводу о необходимости охраны растений, восстановления численности редких, исчезающих видов и растительных сообществ.

Усвоение учащимися ботанических знаний, осознание большой ценности растений, эстетическое восприятие их, знакомство со статьями Конституции СССР по охране природы, Красной книгой, участие в озеленении территории школы, улиц своего района, в работе школьных лесничеств, «зеленого патруля» способствуют приобщению учащихся к природоохранительной деятельности, делают их активными защитниками природы.

В процессе изучения биологии VI—VII класса необходимо теснее осуществлять связь учебного материала с современностью, насущными проблемами биологической науки, сельского хозяйства, охраны природы. В этом плане большое значение имеет работа с материалами XXVII съезда КПСС, Продовольственной программы, законами об охране природы, с периодической печатью.

Изучение природы родного края, разнообразия видов растений ближайшего окружения, ознакомление с законами об охране природы, с важнейшими государственными документами формируют у школьников умение оценивать современное состояние окружающей среды, правильность политики, проводимой в нашей стране по охране природы, по улучшению благосостояния советских людей, и на их основе желание внести свой вклад в защиту природы, в поступательное развитие нашей страны.

В период реформы школы усиливается внимание к задаче развития учащихся, формирования учебных умений: интеллектуальных, практических, общеучебных.

Содержание разделов «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники» располагает большими возможностями для формирования интеллектуальных умений. Так, при усвоении знаний об особенностях строения растительного организма важно обучать учащихся умению проводить анализ, а при рассмотрении целостности биологических систем (клетка, организм, сообщество) — формировать умения обобщать, синтезировать. При изучении видов растений разных таксонов, органов, клеток, тканей, фотосинтеза и дыхания необходимо формировать у школьников умение проводить сравнение, классификацию.

Изучение материала о приспособленности растений к среде обитания, их жизнедеятельности должно быть направлено на овладение умением устанавливать взаимосвязи, причинную обусловленность биологических процессов и явлений.

Знания о многообразии и эволюции растительного мира лежат в основе формирования умения находить единство в многообразии, доказывать родство растений разных отделов, делать вывод о происхождении высокоорганизованных групп растений от менее сложных.

Формированию у школьников умения обобщать способствует изучение материала о классификации растений, составление характеристики отдела, класса, семейства.

При изучении биологии в VI—VII классах важно систематически ориентировать учащихся на выполнение различных интеллектуальных умений, знакомить с составом действий, из которых складывается умение, затем проводить упражнения, а в последующем применять формируемые умения в знакомых ситуациях и новых условиях, переносить на новые объекты.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Материалы по педагогике:

Экономические аспекты создания и использования ЭУМК
Существуют три основных подхода к созданию электронных образовательных ресурсов, назовем их условно медийный, игровой и издательский. Медийный подход предполагает организацию работ по созданию ресурса по типу производства медийной продукции: кинофильмов и телепрограмм. Главным лицом в таком процесс ...

Особенности учебной деятельности школьников 7-9 классов
Учение для подростка является главным видом деятельности. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог. Последние, как отмечал А.К. Макаров, заключается в избирательной готовности, в повышенной воспр ...

Экспериментальная работа по применению общедидактических принципов в организации занятий по развитию математических представлений в ДОО
Для проведения экспериментальной работы мною была выбрана средняя группа № 4 МДОУ «Бендерский Детский сад № 25», из которой отобраны 16 детей и сформированы две подгруппы – экспериментальная и контрольная – по 8 человек с приблизительно одинаковым уровнем развития математических представлений. Внач ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru