В процессе анализа ситуаций учащиеся высказывают определенное отношение к ним, излагают свою точку зрения, обосновывают ее. Учитель конкретизирует их ответы и рассуждения, ориентирует школьников на предотвращение повреждения растений во время сбора плодов и семян, на практический вклад в дело охраны природы (участие в обрезке сухих ветвей, удалении валежника, участие в озеленении школы и микрорайона).
На экскурсиях в природу, при проведении фенологических наблюдений, выполнении летних заданий, общественно полезных работ по выращиванию растений школьники общаются с природой, что создает эмоциональное восприятие ими растений, поднимает настроение, убеждает в огромном значении для защиты растений связей между ними и природной средой. Учащиеся выявляют приспособленность видов к совместному обитанию, узнают о значении растений в поддержании газового состава атмосферы, в снижении загрязненности воздуха, в создании органических веществ как источника пищи, сырья для промышленности, получения лекарственных препаратов и др. и приходят к выводу о необходимости охраны растений, восстановления численности редких, исчезающих видов и растительных сообществ.
Усвоение учащимися ботанических знаний, осознание большой ценности растений, эстетическое восприятие их, знакомство со статьями Конституции СССР по охране природы, Красной книгой, участие в озеленении территории школы, улиц своего района, в работе школьных лесничеств, «зеленого патруля» способствуют приобщению учащихся к природоохранительной деятельности, делают их активными защитниками природы.
В процессе изучения биологии VI—VII класса необходимо теснее осуществлять связь учебного материала с современностью, насущными проблемами биологической науки, сельского хозяйства, охраны природы. В этом плане большое значение имеет работа с материалами XXVII съезда КПСС, Продовольственной программы, законами об охране природы, с периодической печатью.
Изучение природы родного края, разнообразия видов растений ближайшего окружения, ознакомление с законами об охране природы, с важнейшими государственными документами формируют у школьников умение оценивать современное состояние окружающей среды, правильность политики, проводимой в нашей стране по охране природы, по улучшению благосостояния советских людей, и на их основе желание внести свой вклад в защиту природы, в поступательное развитие нашей страны.
В период реформы школы усиливается внимание к задаче развития учащихся, формирования учебных умений: интеллектуальных, практических, общеучебных.
Содержание разделов «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники» располагает большими возможностями для формирования интеллектуальных умений. Так, при усвоении знаний об особенностях строения растительного организма важно обучать учащихся умению проводить анализ, а при рассмотрении целостности биологических систем (клетка, организм, сообщество) — формировать умения обобщать, синтезировать. При изучении видов растений разных таксонов, органов, клеток, тканей, фотосинтеза и дыхания необходимо формировать у школьников умение проводить сравнение, классификацию.
Изучение материала о приспособленности растений к среде обитания, их жизнедеятельности должно быть направлено на овладение умением устанавливать взаимосвязи, причинную обусловленность биологических процессов и явлений.
Знания о многообразии и эволюции растительного мира лежат в основе формирования умения находить единство в многообразии, доказывать родство растений разных отделов, делать вывод о происхождении высокоорганизованных групп растений от менее сложных.
Формированию у школьников умения обобщать способствует изучение материала о классификации растений, составление характеристики отдела, класса, семейства.
При изучении биологии в VI—VII классах важно систематически ориентировать учащихся на выполнение различных интеллектуальных умений, знакомить с составом действий, из которых складывается умение, затем проводить упражнения, а в последующем применять формируемые умения в знакомых ситуациях и новых условиях, переносить на новые объекты.
Материалы по педагогике:
Современные проблемы
дидактических принципов обучения
Современная педагогика и дидактика, опираясь на основные общедидактические принципы, пока не могут предложить окончательно сформированную систему принципов обучения. Совершенно очевидно, что одной из серьезных причин этого является отсутствие удовлетворительного единого основания для классификации ...
Негативные последствия современной «свободы»
Что же происходит в самые последние годы? Какие тенденции наблюдаются сейчас? В основном последние десять лет характеризуются большей степенью открытости России по отношению к внешнему миру. И, как ни странно, мы столкнулись с тем, что наша элита стала перенимать на Западе не то, что лучше, а то, ч ...
Психолого-педагогические аспекты формирования образа
человека у детей 6-7 лет
Выступая в качестве объекта познания и действия, человек отражается в сознании людей и определяет их поведение. По – мнению В.С. Кузина процесс формирования образа в сознании тесно связан с глубоким осмыслением и духовной переработкой восприятий и представлений, в том числе эстетических переживаний ...