BriefEducation
Образование: теория и практика » Воспитание и развитие учащихся 6-7 классов в процессе обучения биологии

Воспитание и развитие учащихся 6-7 классов в процессе обучения биологии

Страница 8

В процессе изучения разделов «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники» учащиеся вооружаются практическими умениям и: рассматривать микропрепараты под микроскопом и определять основные части объекта, готовить простейшие микропрепараты, определять изучаемые виды растений с помощью определителя, ставить простейшие опыты с растениями, выращивать комнатные растения и ухаживать за растениями на учебно-опытном или приусадебном участке, правильно вести себя в природе и др.

К общеучебным умениям, которым принадлежит большая роль в успешном овладении биологическими знаниями, относят умения работать с текстом, рисунками, вопросами, предисловием, оглавлением и другими компонентами учебника, учебно-методическим комплектом, а также с научно-популярной литературой. Необходимо систематически обучать школьников общеучебным умениям, предусматривать выделение времени на уроках для работы с учебником. При этом важно постепенно усложнять деятельность учащихся с учебником, увеличивать долю их самостоятельности при выполнении работы по заданию.

Задачи воспитания и всестороннего развития личности решаются успешно при использовании комплексного подхода в обучении. Так, в процессе изучения в VI классе темы «Растения и окружающая среда» учащиеся подводятся к мировоззренческим выводам о целостности растительного организма, о взаимосвязях живой природы. Они обнаруживают причинную обусловленность биологических явлений, на основе идеи взаимосвязи обосновывают необходимость охраны природы, осознают важность ответственного отношения к ней.

Знания учащихся о растительном организме систематизируются на основе идей о взаимосвязи строения и функций, о связи растений со средой. Закрепляются умения использовать биологические знания в практической деятельности человека по выращиванию растений и охране природы, проверяется отношение учащихся к труду, к тем или иным поступкам людей с учетом взаимосвязей в природе.

Содержание темы позволяет раскрыть взаимосвязи всех органов в целостном организме на разных уровнях его организации от клетки до организма, установить связи между целостным организмом и средой обитания.

Знания клеточного строения, сходства строения и жизнедеятельности клеток растительного организма, связей между тканями и органами, функций растений служат основой для вывода о единстве цветковых растений, их родстве, о познаваемости внутреннего строения и жизнедеятельности растений. А это способствует пониманию диалектико-материалистического принципа о материальном единстве мира, идеи познаваемости мира, в частности познаваемости внутреннего строения растения, процессов жизнедеятельности, протекающих в нем.

Большое внимание в процессе изучения темы уделяется вопросу взаимосвязи растений со средой, что позволяет конкретизировать идею целостности, полнее отразить взаимосвязи и показать взаимообусловленность биологических явлений. В частности, подчеркивается, что каждое растение —это целостный организм, для жизни которого необходимы определенные условия: свет, вода, тепло, воздух, минеральные вещества.

Идея взаимосвязи проявляется в том, что не только природная среда влияет на растения, но и растения существенно влияют на среду (защищают почву от разрушения, обогащают ее перегноем, изменяют состав воздуха и др.). Внимание учащихся обращается на взаимосвязи растений с животными (растения — среда обитания для многих животных, ими они питаются и в то же время опыляют их в период цветения, распространяют плоды и семена и др.), микроорганизмами, населяющими почву и разлагающими растительные остатки до перегноя, а затем до минеральных веществ. Раскрывается влияние растений друг на друга (лианы используют деревья в качестве опоры, одни растения выделяют летучие вещества, угнетающе действующие на другие, высокие растения затеняют низкорослые и др.).

На основе знания о взаимосвязи растений со средой обосновывается вред, наносимый растениям весной при сборе сока и цветов, показываются пути повышения урожайности растений путем создания благоприятных условий для их роста и развития. Так, экологическому воспитанию учащихся способствует выяснение вреда, наносимого природе массовым сбором дикорастущих цветковых растений. Учитель ставит вопросы: почему нельзя проводить массовый сбор цветущих растений? Какой вред приносит растениям неорганизованный туризм? Используя знания, полученные при изучении растений, учащиеся в ответах отмечают, что сбор букетов из дикорастущих растений, наносит природе большой вред, так как у растений с оборванными цветками не образуются плоды и семена, а следовательно, не будет потомства.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Материалы по педагогике:

Чтение познавательной природоведческой художественной литературы о природе
Знакомя детей с природой, мы должны не только сообщать им конкретные знания, но и вызывать в душе каждого ребёнка эмоциональный отклик, пробуждать эстетические чувства. Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по своему привлекателен, и, описывая его, ребёнок учиться опреде ...

О.В. Кубасова – программа «гармония»
На смену единой, обязательной программе по чтению для начальной школы В.Г.Горецкого пришло более десятка авторских концепций, учебников по чтению и литературному образованию младших школьников. Одной из них является программа по литературному чтению - «Гармония». По мнению автора данной программы О ...

Применение интеллектуальных систем для анализа данных
Гибридные экспертные системы – это такой метод решения неформализованных задач, с использованием которого задачу можно представить в виде иерархического дерева подзадач и указать для каждой из них свой метод решения. За основу работы гибридных экспертных систем положена гибридная модель представлен ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru