BriefEducation
Образование: теория и практика » Воспитание и развитие учащихся 6-7 классов в процессе обучения биологии

Воспитание и развитие учащихся 6-7 классов в процессе обучения биологии

Страница 8

В процессе изучения разделов «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники» учащиеся вооружаются практическими умениям и: рассматривать микропрепараты под микроскопом и определять основные части объекта, готовить простейшие микропрепараты, определять изучаемые виды растений с помощью определителя, ставить простейшие опыты с растениями, выращивать комнатные растения и ухаживать за растениями на учебно-опытном или приусадебном участке, правильно вести себя в природе и др.

К общеучебным умениям, которым принадлежит большая роль в успешном овладении биологическими знаниями, относят умения работать с текстом, рисунками, вопросами, предисловием, оглавлением и другими компонентами учебника, учебно-методическим комплектом, а также с научно-популярной литературой. Необходимо систематически обучать школьников общеучебным умениям, предусматривать выделение времени на уроках для работы с учебником. При этом важно постепенно усложнять деятельность учащихся с учебником, увеличивать долю их самостоятельности при выполнении работы по заданию.

Задачи воспитания и всестороннего развития личности решаются успешно при использовании комплексного подхода в обучении. Так, в процессе изучения в VI классе темы «Растения и окружающая среда» учащиеся подводятся к мировоззренческим выводам о целостности растительного организма, о взаимосвязях живой природы. Они обнаруживают причинную обусловленность биологических явлений, на основе идеи взаимосвязи обосновывают необходимость охраны природы, осознают важность ответственного отношения к ней.

Знания учащихся о растительном организме систематизируются на основе идей о взаимосвязи строения и функций, о связи растений со средой. Закрепляются умения использовать биологические знания в практической деятельности человека по выращиванию растений и охране природы, проверяется отношение учащихся к труду, к тем или иным поступкам людей с учетом взаимосвязей в природе.

Содержание темы позволяет раскрыть взаимосвязи всех органов в целостном организме на разных уровнях его организации от клетки до организма, установить связи между целостным организмом и средой обитания.

Знания клеточного строения, сходства строения и жизнедеятельности клеток растительного организма, связей между тканями и органами, функций растений служат основой для вывода о единстве цветковых растений, их родстве, о познаваемости внутреннего строения и жизнедеятельности растений. А это способствует пониманию диалектико-материалистического принципа о материальном единстве мира, идеи познаваемости мира, в частности познаваемости внутреннего строения растения, процессов жизнедеятельности, протекающих в нем.

Большое внимание в процессе изучения темы уделяется вопросу взаимосвязи растений со средой, что позволяет конкретизировать идею целостности, полнее отразить взаимосвязи и показать взаимообусловленность биологических явлений. В частности, подчеркивается, что каждое растение —это целостный организм, для жизни которого необходимы определенные условия: свет, вода, тепло, воздух, минеральные вещества.

Идея взаимосвязи проявляется в том, что не только природная среда влияет на растения, но и растения существенно влияют на среду (защищают почву от разрушения, обогащают ее перегноем, изменяют состав воздуха и др.). Внимание учащихся обращается на взаимосвязи растений с животными (растения — среда обитания для многих животных, ими они питаются и в то же время опыляют их в период цветения, распространяют плоды и семена и др.), микроорганизмами, населяющими почву и разлагающими растительные остатки до перегноя, а затем до минеральных веществ. Раскрывается влияние растений друг на друга (лианы используют деревья в качестве опоры, одни растения выделяют летучие вещества, угнетающе действующие на другие, высокие растения затеняют низкорослые и др.).

На основе знания о взаимосвязи растений со средой обосновывается вред, наносимый растениям весной при сборе сока и цветов, показываются пути повышения урожайности растений путем создания благоприятных условий для их роста и развития. Так, экологическому воспитанию учащихся способствует выяснение вреда, наносимого природе массовым сбором дикорастущих цветковых растений. Учитель ставит вопросы: почему нельзя проводить массовый сбор цветущих растений? Какой вред приносит растениям неорганизованный туризм? Используя знания, полученные при изучении растений, учащиеся в ответах отмечают, что сбор букетов из дикорастущих растений, наносит природе большой вред, так как у растений с оборванными цветками не образуются плоды и семена, а следовательно, не будет потомства.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Материалы по педагогике:

Программируемый контроль знаний учащихся и методика построения компьютерного теста
Внедрение в учебный процесс новых педагогических технологий позволяют уделять большое внимание не только механизму передачи знаний и умений, но и методам контроля знаний. На современном этапе развития образовательных технологий на смену традиционным формам контроля знаний приходят новые, выстроенны ...

Психолого-педагогические аспекты формирования образа человека у детей 6-7 лет
Выступая в качестве объекта познания и действия, человек отражается в сознании людей и определяет их поведение. По – мнению В.С. Кузина процесс формирования образа в сознании тесно связан с глубоким осмыслением и духовной переработкой восприятий и представлений, в том числе эстетических переживаний ...

Психолого-педагогический аспект формирования гуманных отношений у дошкольников
Ни в одном источнике научной литературы не дается понятие "гуманные взаимоотношения" Психолог В.И. Помогаева, изучая вопрос понимания детьми старшего дошкольного возраста таких понятий, как доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость, справедливость, дала характеристику ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru