BriefEducation
Образование: теория и практика » Воспитание и развитие учащихся 6-7 классов в процессе обучения биологии

Воспитание и развитие учащихся 6-7 классов в процессе обучения биологии

Страница 2

Задача учителя биологии — ознакомить учащихся с теми положениями диалектического материализма, которые проявляются в биологических процессах и явлениях, с методами познания живой природы.

Изучение разделов «Растения», «Бактерии. Грибы, Лишайники» позволяет показать учащимся приуроченность процессов жизнедеятельности растений, бактерий, грибов к материальным структурам. Познание учащимися строения и жизнедеятельности растительной клетки, клеточного строения органов растения, установление взаимосвязей между клетками, тканями и органами способствуют выявлению материальной основы процессов жизнедеятельности.

Ознакомление учащихся с химическим составом растений убеждает их в материальном единстве живой и неживой природы. Установление связей между органами в организме растений служит основой для понимания целостности растительного организма, а раскрытие связей растений со средой обитания убеждает учащихся в причинной связи и обусловленности процессов и явлений, в их зависимости от реально существующих, а не сверхъестественных факторов.

Показ пути научного познания процессов фотосинтеза, минерального питания растений, условий прорастания семян, овладение приемами выращивания растений, знакомство с факторами, влияющими на жизнедеятельность организмов растений, бактерий, грибов, позволяют подвести учащихся к выводу о познаваемости явлений живой природы, выяснению естественных причин биологических процессов. Так, ознакомление школьников с устройством лупы и микроскопа, привитие умений работать с ними, краткий экскурс в историю учения о клетке позволяют убедить учащихся в познаваемости внутреннего строения растения, сделать вывод о том, что человек все глубже проникает в тайны жизни растений, постигает их и использует в практической деятельности.

С учетом общего представления о взаимосвязи явлений следует рассматривать вопросы о строении и функциях органов растения, акцентировать внимание школьников на причинной обусловленности роста и развития корня, побега, связи корня и побега, подчеркивать их значение в поддержании целостности растительного организма.

Разделы «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники» содержат богатую информацию для формирования у школьников знаний о взаимосвязи строения и функций, взаимообусловленности протекающих в живой природе процессов и явлений. Каждая клетка, орган, организм существуют только благодаря взаимосвязи. их строения н функций. Жизнь растительного организма возможна только благодаря его взаимосвязи со средой обитания. Установление зависимости одних процессов от других вносит много ценного в понимание учащимися целостности и единства природы.

Формированию научного мировоззрения школьников способствует выделение в содержании ведущих идей и основных понятий, особенно идеи эволюции. Эволюционное учение — теоретическая и методологическая основа современной биологии. Только на уровне эволюционной теории можно говорить о последовательном, научном познании закономерностей развития органического мира. Эволюционное учение имеет большое мировоззренческое значение, подводя к идеям материальности и развития природы. В наше время идея развития приобретает первостепенное практическое значение, так как знания об эволюции становятся непременным условием предвидения и предотвращения нежелательных последствий вмешательства человека в биосферу, управления развитием органической природы.

Не случайно в методике обучения биологии большое внимание уделено формированию эволюционных понятий. На первых этапах изучения строения и жизнедеятельности растительного организма учащиеся знакомятся с результатами эволюции — многообразием растений и их приспособленностью к среде обитания. Учитель,показывая черты приспособленности у растений, их многообразие, говорит о тем, что все это — результат длительного исторического развития растений. В дальнейшем школьники знакомятся с доказательствами эволюции растений, с этапами развития растительного мира. Все это повышает объясняющую роль биологических знаний.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Преподавательская деятельность О. Иоанна Кронштадского
Святой праведный Иоанн Кронштадский (Иван Ильич Сергиев), родился в 1829 году в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии, которое расположено при слиянии рек Суры и Пинеги. Его отец Илья Михайлович Сергеев служил псаломщиком в местной церкви. Дед был священником, так же, как и большинство ...

Процесс глобализации сферы высшего образования
Глобализация сферы высшего образования стала дополнительным фактором усиления европейской интеграции. На значимость этого процесса указывает Болонская декларация, где говорится о «противостоянии вызовам нового тысячелетия» и об увеличении международной конкурентоспособности европейского образования ...

Задачи развития словесной памяти
В процессе обучения глухих необходимо помогать им овладеть запоминанием на длительный срок. Нужно следить не только за тем, чтобы запоминаемый материал был полностью понят детьми. Следует также, чтобы дети овладевали приемами произвольного запоминания. Пользование такими приемами облегчает последую ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru