BriefEducation
Образование: теория и практика » Воспитание и развитие учащихся 6-7 классов в процессе обучения биологии

Воспитание и развитие учащихся 6-7 классов в процессе обучения биологии

Страница 2

Задача учителя биологии — ознакомить учащихся с теми положениями диалектического материализма, которые проявляются в биологических процессах и явлениях, с методами познания живой природы.

Изучение разделов «Растения», «Бактерии. Грибы, Лишайники» позволяет показать учащимся приуроченность процессов жизнедеятельности растений, бактерий, грибов к материальным структурам. Познание учащимися строения и жизнедеятельности растительной клетки, клеточного строения органов растения, установление взаимосвязей между клетками, тканями и органами способствуют выявлению материальной основы процессов жизнедеятельности.

Ознакомление учащихся с химическим составом растений убеждает их в материальном единстве живой и неживой природы. Установление связей между органами в организме растений служит основой для понимания целостности растительного организма, а раскрытие связей растений со средой обитания убеждает учащихся в причинной связи и обусловленности процессов и явлений, в их зависимости от реально существующих, а не сверхъестественных факторов.

Показ пути научного познания процессов фотосинтеза, минерального питания растений, условий прорастания семян, овладение приемами выращивания растений, знакомство с факторами, влияющими на жизнедеятельность организмов растений, бактерий, грибов, позволяют подвести учащихся к выводу о познаваемости явлений живой природы, выяснению естественных причин биологических процессов. Так, ознакомление школьников с устройством лупы и микроскопа, привитие умений работать с ними, краткий экскурс в историю учения о клетке позволяют убедить учащихся в познаваемости внутреннего строения растения, сделать вывод о том, что человек все глубже проникает в тайны жизни растений, постигает их и использует в практической деятельности.

С учетом общего представления о взаимосвязи явлений следует рассматривать вопросы о строении и функциях органов растения, акцентировать внимание школьников на причинной обусловленности роста и развития корня, побега, связи корня и побега, подчеркивать их значение в поддержании целостности растительного организма.

Разделы «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники» содержат богатую информацию для формирования у школьников знаний о взаимосвязи строения и функций, взаимообусловленности протекающих в живой природе процессов и явлений. Каждая клетка, орган, организм существуют только благодаря взаимосвязи. их строения н функций. Жизнь растительного организма возможна только благодаря его взаимосвязи со средой обитания. Установление зависимости одних процессов от других вносит много ценного в понимание учащимися целостности и единства природы.

Формированию научного мировоззрения школьников способствует выделение в содержании ведущих идей и основных понятий, особенно идеи эволюции. Эволюционное учение — теоретическая и методологическая основа современной биологии. Только на уровне эволюционной теории можно говорить о последовательном, научном познании закономерностей развития органического мира. Эволюционное учение имеет большое мировоззренческое значение, подводя к идеям материальности и развития природы. В наше время идея развития приобретает первостепенное практическое значение, так как знания об эволюции становятся непременным условием предвидения и предотвращения нежелательных последствий вмешательства человека в биосферу, управления развитием органической природы.

Не случайно в методике обучения биологии большое внимание уделено формированию эволюционных понятий. На первых этапах изучения строения и жизнедеятельности растительного организма учащиеся знакомятся с результатами эволюции — многообразием растений и их приспособленностью к среде обитания. Учитель,показывая черты приспособленности у растений, их многообразие, говорит о тем, что все это — результат длительного исторического развития растений. В дальнейшем школьники знакомятся с доказательствами эволюции растений, с этапами развития растительного мира. Все это повышает объясняющую роль биологических знаний.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Административное устройство учебных заведений
Существует во Франции 3 основные модели административного устройства учебных заведений: модель школы, модель среднего учебного заведения и модель университета. Организация управления в частных учебных заведениях, а также высших учебных заведениях неуниверситетского сектора не сводится к определенно ...

Технология разработки тестовых заданий
Педагогический тест (тест успеваемости) - система заданий специфической формы, которая позволяет качественно оценить структуру и измерить уровень знаний, умений и навыков. Интерес к тестированию – как методу педагогического контроля в последнее время заметно вырос. Но составление тестов, их примене ...

Детский музей как фактор формирования исторического мышления
Процессы, происходящие ныне в нашем обществе, сложны и неоднозначны. С одной стороны, это демократизация политической и общественной жизни, освободившая музеи от давления идеологии и прямого вмешательства органов управления в музейную практику. С другой стороны, рыночная экономика, диктующая свои з ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru