В этом параграфе рассмотрим вопросы, связанные с проблемой развития психических функций учащихся при изучении темы «Площади плоских фигур» с учетом их возрастных особенностей .
О каких бы проявлениях индивидуальных особенностей учащихся ни говорили, какие бы виды деятельности ни описывали, постоянно приходится обращаться к такому фундаментальному понятию, каким является мышление.
В психологии мышление понимается как познавательная теоретическая деятельность, теснейшим образом связанная с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие мышлением; «действие – это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления – это мышление в действии и в действии выявляется».
Математическому, в частности геометрическому, образованию в процессах формирования мышления или умственного развития учащихся должно отводиться, и отводится особое место потому, что средства обучения геометрии наиболее эффективно воздействуют на многие основные компоненты целостной личности и, прежде всего – на мышление.
Таким образом, уделяется особое внимание развитию мышления учащегося, так как именно оно связано со всеми другими мыслительными функциями: воображением, гибкостью ума, широтой и глубиной мысли и т. д. Рассматривая развитие мышления в контексте личностно-ориентированного обучения, следует помнить, что необходимым условием для реализации такого развития является индивидуализация обучения. Именно она обеспечивает учет особенностей мыслительной деятельности учащихся различных категорий.
Говоря о мышлении, нельзя не затронуть такое понятие, как интеллект. Часто говорят об интеллектуальном развитии, или о творческих способностях.
Можно привести интересные данные, полученные психологами: 20 % интеллекта ребенок приобретает к концу первого года жизни, 50 % к четырем годам, 80 % к восьми годам, 92 % закладывается до 13 лет. Это доказывает, что уже в этом возрасте возможна высокая предсказуемость будущих достижений человека, его индивидуальных особенностей.
Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью учащихся, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны. Еще одной чертой, которая впервые полностью раскрывается именно в подростковом возрасте, является склонность к экспериментированию, проявляющаяся, в частности, в нежелании все принимать на веру.
С 1-го по 6-й классы, т. е. примерно до 12 лет, заканчивается наглядно-интуинтивное изучение математики, а в период с 12 до 16 лет и далее изучается систематический курс математики, построенный в той или иной степени на дедуктивной основе. Этот период (12 – 16 лет) по Пиаже совпадает со стадией завершения развития мышления. Последнее положение спорно, однако ясно, что период математического образования в 6 – 9 классах очень важен для развития мышления учащихся и недооценивать его нельзя. Именно в этом возрасте учащиеся начинают овладевать самостоятельной постановкой проблем и задач. И в этом плане изучение темы «Площади плоских фигур» предоставляет учащимся широкое поле деятельности, когда у учащихся возникает вопрос как вычислить площадь той или иной фигуры при наличии некоторых данных и условий.
По Ж. Пиаже возраст от 12 до 16 лет является периодом рождения гипотетико-дедуктивного (формального) мышления, способности абстрагировать понятие от действительности, формировать и перебирать альтернативные гипотезы и делать предметом анализа свою собственную мысль.
Среди видов мышления, рассматриваемых в психологии, интерес представляет так называемое дивергентное мышление, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных ответов. Изучение темы «Площади плоских фигур» развивает такое мышление, так как на большое количество теорем и задач по этой теме существует несколько одинаково правильных доказательств и решений.
С понятием мышления часто соседствует понятие память. Иногда люди, далекие от математической деятельности, смешивают понятия памяти с оценкой способностей некоторых учащихся, чья память иногда заменяет некоторые параметры математических способностей.
По поводу категории «память» психология накопила много полезной информации: для успешного запоминания учебного материала необходимо не столько многократное чтение или повторение одного и того же материала, сколько желание его запомнить, осознать важность его запоминания. Осмысленное запоминание прочнее механического; лучше всего и прочнее всего запоминается тот материал, над которым учащийся самостоятельно активно творчески думал и с которым он самостоятельно работал, даже если он его и не собирался запоминать. Изучая тему «Площади плоских фигур», учащиеся многие теоремы могут доказать самостоятельно, что способствует развитию осмысленного запоминания.
Материалы по педагогике:
Методические разработки по теме «Биогеценоз»
Урок №1. Экосистема. Биогеоценоз. Компоненты экосистемы Цель урока: формирование понятий «экосистема», «биогеоценоз», изучение отличительных признаков природного сообщества и экосистемы, компонентов экосистемы: продуцентов, консументов, редуцентов. Оборудование 1. Плакаты: «Познание экосистемного с ...
Определение слова, его значение и признаки слова
В современной научной литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. Слово является основной единицей языка. Было предложено несколько сотен определений этой единицы, мы рассмотрим только некоторые из них. Д.Н. Шмелев считает, что слово - это такая единица язы ...
Методы и способы контроля и проверки по курсу «Трудовое обучение» в
современной отечественной начальной школе
Метод контроля – «это система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса». Эти действия «должны обеспечивать систематическое, полное, точное и операт ...