BriefEducation
Образование: теория и практика » Проектирование уроков по теме "Площади плоских фигур"

Проектирование уроков по теме "Площади плоских фигур"

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. Объекты математических, и в первую очередь – геометрических, умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.

Ведущая роль принадлежит геометрии в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Изучение математики, в частности геометрии, развивает воображение, пространственное представление.

Зачатки геометрических знаний, связанных с измерением площадей, теряются в глубине тысячелетий.

Еще 4 – 5 тысяч лет назад вавилоняне умели определять площадь прямоугольника и трапеции в квадратных единицах. Для вычисления площади произвольного четырехугольника древние египтяне четыре тысячи лет назад использовали формулу , где a, b, c, d – длины сторон четырехугольника. Эта формула верна только для прямоугольника.

Древние египтяне 4000 лет назад пользовались почти теми же приемами, что и мы, для измерения площади прямоугольника, треугольника и трапеции: основание треугольника делилось пополам и умножалось на высоту; для трапеции же сумма параллельных сторон делилась пополам и умножалась на высоту и т. п.

Практический характер имела и древнеиндийская геометрия, развитие которой связано как с религиозными обрядами, с культом жертвоприношения. В труде «Сульва-Сутра» встречаются вопросы вычисления площадей прямоугольников, квадратов и трапеций с помощью прямых.

В произведении «Патиганита» - руководству по арифметике и измерению фигур – предложена формула:

,

где р – полупериметр, a, b, c, d – стороны четырехугольника. Эта приближенная формула верна только для вычисления площадей вписанных четырехугольников.

В древней Руси уже в XVI в. нужды землемерия, строительства, военного дела привела к созданию сочинений по геометрии. Первое дошедшее до нас сочинение такого рода, называется «О земном верстании», написано при Иване IV в 1556 г. В этой рукописи все геометрические сведения сводятся к вычислению площадей квадрата, прямоугольника, треугольника и равнобокой трапеции.

Геометрия, элементы которой возникли в глубокой древности из практических запросов людей, является в то же время продуктом естественной потребности человека в познании, постоянном стремлении его к совершенству и красоте. Но вместе с тем, её относят к одному из самых трудных и, возможно из-за этого нелюбимых предметов.

В последнее время много говорится о недостаточной эффективности процесса обучения в школе, поскольку традиционная организация не отвечает требованиям времени, не создаёт условий для улучшения качества обучения и развития учащихся.

В связи с динамичными преобразованиями, происходящими не только в повседневной жизни людей, но и в сфере школьного образования, которое всё больше и больше приобретает профильную ориентацию, от учителя требуется дифференцированный подход к каждому классу. Учитель вынужден внедрять новые методы обучения, разрабатывать эффективную методику обучения.

Всё вышесказанное говорит об актуальности выбранной темы.

Проблема исследования состоит в том, чтобы найти, обосновать и разработать эффективные методы обучения по теме «Площади плоских фигур».

Объектом исследования служит процесс обучения геометрии в восьмом и девятом классах.

Предмет исследования – методика изучения темы «Площадь» в восьмом и девятом классах.

Целью данной работы является разработка методических рекомендаций для изучения материала, включённого в школьный курс геометрии, а также поурочного планирования, планов-конспектов уроков по данной теме.

Для достижения данной цели планируется реализовать следующие задачи:

Изучить существующие в настоящее время определение, формулы и свойства площадей плоских фигур.

Провести анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы.

Определить методические особенности изучаемой темы.

Подобрать дидактический материал.

Разработать планы-конспекты уроков по теме «Площади плоских фигур».

Решение этих задач потребовало привлечения следующих методов исследования:

Анализ научной и методической литературы, а также учебных пособий.

Решение задач по теме «Площади плоских фигур».

Изучение и обобщение имеющегося опыта преподавания темы «Площади плоских фигур».

Проектирование уроков по теме «Площади плоских фигур».

Данная работа состоит из шести параграфов, в которых рассматриваются психолого-педагогические аспекты изучения темы «Площади плоских фигур», рассматриваются особенности модульного обучения и дифференциации в обучении математике, проводится сравнительный анализ учебных пособий по геометрии, предлагается поурочное планирование и планы-конспекты уроков, даются методические рекомендации к теме «Площади плоских фигур». Завершают работу приложения: приложение 1 содержит комментарии и решения к упражнениям по теме «Площади плоских фигур» из учебного пособия «Геометрия 7 - 9» авт. Л. С. Атанасян и др., приложение 2 – макеты наглядных пособий по теме «Площади плоских фигур», а приложение 3 представляет собой описание тестовой программы.

Материалы по педагогике:

Возможности коррекционно-развивающего обучения детей с особыми образовательными потребностями
Психология деятельности глубоко изучена дефектологами Г.М. Дульневым, Б.И. Пинским и др. Отмечая несформированность навыков учебной деятельности, следует прежде всего отметить недоразвитие целенаправленности деятельности, а также трудности самостоятельного планирования собственной деятельности. Ано ...

Динамика развития образа человека у детей 6-7 лет в процессе рисования
Для выявления динамики развития образа человека в рисунках детей 6-7 лет нами был проведён контрольный эксперимент. Цель данного эксперимента выявления динамику развития образа человека в рисунках детей 6-7 лет. Контрольный эксперимент проводился с 1 по 3 февраля. Контрольный эксперимент включал в ...

Выявление наличного уровня сформированности основных движений у детей среднего дошкольного возраста
Эмпирическое исследование проводилось на базе - МОУ ДОУ "Детский сад №378", ЦАО г. Омска. Этапы исследования: 1. констатирующий эксперимент Цель констатирующего этапа исследования: выявление наличного уровня сформированности основных движений у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru