BriefEducation
Образование: теория и практика » Методика комплексного использования средств наглядности в формировании речевых навыков и умений аудирования » Комплексное использование наглядности как средство снятия трудностей восприятия речи на слух

Комплексное использование наглядности как средство снятия трудностей восприятия речи на слух

Страница 2

- чисто рецептивные, не предполагающие речепорождения;

- предполагающие продуцирование устной или письменной реч.

Указанные выше задания предназначаются либо для формирования механизмов восприятия речи (вероятностного прогнозирования, отбора, сличения и др.), либо для снятия трудностей понимания речевого сообщения, либо для контроля усвоения прослушанного текста в сочетании с обучением говорению или письму. При этом средства наглядности могут передавать дополнительную к тексту информацию, в частности, утраченную в процессе его адаптации.

Средства наглядности могут использоваться при подготовке к слушанию текста (формирование установки на определенную тему, активизация необходимого языкового материала), во время слушания текста и после него. Большинство наглядно-обусловленных заданий нацелены на контроль понимания текста на детальном или глобальном уровнях.

Наиболее распространенными являются упражнения, в которых учащиеся должны подбирать рисунки к соответствующим эпизодам текста, сопоставлять содержание текста и рисунков, распределять рисунки в определенной последовательности, если текст имеет сюжетный характер. Такие упражнения чрезвычайно эффективные по форме, экономные по времени и охвату учащихся и наглядные по внешним показателям из-за их однозначной правильности).

При этом наиболее эффективным является одновременное использование различных видов наглядных средств при изучении одной и той же темы. Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождая уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться, и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядных пособий в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию учащихся. Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлеченного мышления ученика. Это правило относится не только к средним и старшим классам, но и к начальным классам.

В практике обучения применение наглядных средств обязательно сочетается со словом учителя. Знание форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность учителю творчески применять средства наглядности сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и в соответствии с конкретными условиями обучения.

Таким образом, анализ современных средств наглядности и методик их применения в обучении аудированию по иностранным языкам свидетельствует о значительных возможностях применения средств наглядности в обучающей функции.

Кроме этого, средства наглядности могут использоваться в качестве средств текущего и тематического контроля уровня владения иноязычной речью. В основном, в учебном процессе используются различные рисунки (ситуативные и фабульные) для проверки навыков и умений восприятия информации (текста) на слух.

На практике применяются также относительно новые способы контроля на основе средств наглядности:

- тестирование (клоуз-тесты и тесты множественного выбора) с опорой на рисунки;

- устное или письменное составление диалога/ рассказа/ описания с опорой на коллажи, фрагменты рисунков/ фотографий, карты, изображающие предметы обсуждения предыдущей серии уроков;

- контроль сформированности умений аудирования с опорой на серии разрезных фабульных рисунков;

- комплексный контроль коммуникативных навыков и умений в виде «настольных» игр, в которых учащиеся читают инструкции, выполняют различные задания, комментируют свои действия и действия других игроков и при этом находятся в состоянии эмоционального комфорта (отсутствия страха перед тестом).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Игры при изучении нового материала на уроках истории
Изучение нового материала – наиболее важная часть процесса обучения. В это время происходит восприятие и осмысление учебного материала. Изучение нового материала состоит из двух этапов: подготовки к изучению нового материала и собственного из изучения нового материала. Организация изучения нового м ...

Принципы отбора иллюстраций для детей
Пейзажная картина – это сложное произведение, для понимания которого необходимо устанавливать многообразные пространственные, временные и причинно-следственные связи, поэтому она доступна для восприятия детей лишь с 4-го года жизни. Успех художественного развития малышей во многом зависит от создан ...

Наблюдения за явлениями природы зимой в старшей группе
Наблюдение - один из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида: · За изменением и преобразованием объектов; · Репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объек ...

Разделы

© 2018 Copyright www.briefeducation.ru