BriefEducation
Образование: теория и практика » Методика комплексного использования средств наглядности в формировании речевых навыков и умений аудирования » Комплексное использование наглядности как средство снятия трудностей восприятия речи на слух

Комплексное использование наглядности как средство снятия трудностей восприятия речи на слух

Страница 5

- требование ситуативности, то есть соотнесенности каждого элемента упражнения с ситуацией общения, выполняется с помощью конкретизации всех элементов коммуникативной ситуации:

а) обстоятельств коммуникации путем подбора соответствующих рисунков/фотографий и уточнения словесной формулировки задания;

б) участников коммуникации - ролевое выполнение задания может быть обеспечено путем вербальной характеристики ролей, использования персонажа рисунка или путем использования специальных кукол/ портретов-носителей определенной черты характера;

- требование преимущественной направленности сознания учащихся на содержание высказывания, а не на его форму - достигается постановкой коммуникативного задания.

Важнейшим фактором, влияющим на выполнение всех этих требований, является характер словесной инструкции, задания к упражнению.

Эффективность включения средств наглядности в процесс обучения навыкам аудирования по иностранным языкам может быть повышена также за счет соблюдения принципа научно обоснованного подбора средств наглядности в зависимости от особенностей этапа учебного процесса, категории учащихся и самих средств наглядности. Их подбор осуществляется с учетом их содержания, композиционной структуры и оформления.

К содержанию средств наглядности предъявляются следующие требования:

- доступность для понимания всех компонентов изображения;

- конгруэнтность изображения (термин А.И. Близнюка), то есть соответствие языковому опыту учащихся;

- эмоциональная значимость, интересность и важность изображаемой ситуации для ученика (что соответствует общедидактическому принципу учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся).

При решении вопросов, связанных с композиционной организацией средств наглядности, должны соблюдаться такие принципы, как принцип учета стратегии анализа изображения, лаконичности и избыточности, причинности, параллелизма/противопоставления, последовательности, интервала (изображение в серии рисунков только ключевых моментов), обобщения/унификации (выделения характерных черт объектов изображения), метонимии (изображение явлений через соотносимые с ними предметы и признаки), использования привычных ассоциаций и стереотипов и принцип «эффекта отчуждения».

Достижение поставленных задач при изучении иностранного языка с применением средств наглядности предполагает использование не отдельных видов средств наглядного обучения, но и их комплексов. Эта необходимость использования объясняется тем, что функциональные возможности каждого вида средств наглядности ограничены: одни формируют первоначальные представления, другие - понятия, третьи служат развитию умений и навыков. Ни один из видов учебного процесса, взятый в отдельности, не может полностью обеспечить успех, и только их сочетание, отвечающее особенностям изучаемого вопроса, познавательной задаче, поставленной перед обучением, и особенностями познавательной деятельности обучающихся дает возможность достигнуть оптимальных результатов.

Компьютер служит для ускоренной передачи и обработки информации в большом объеме. Эта информация обязательно должна получить некоторую форму - рассказа, рисунка, статьи; чертежа, таблицы и т.д. Для того чтобы обучающийся смог получить информацию с компьютера (используя его как наглядное пособие), студент предварительно проходят курс компьютерного обучения.

Использование компьютера возможно на разных этапах занятия: объяснение нового материала, закрепление изученного и проверка знаний.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Содержание деятельности учителя права в системе школьного образования
Преподаватель права — один из важных субъектов обучающего процесса, от которого зависит, насколько грамотно и верно будет организовано правовое обучение и воспитание. Значит, стремление каждого родителя найти своему ребенку хорошего учителя не случайно, ведь именно он порой оказывает заметное влиян ...

Программа формирования эстетических чувств младших школьников с нарушением интеллекта средствами дидактической игры
Целью формирующего этапа эксперимента являлось повышение уровня сформированности эстетических чувств младших школьников с нарушением интеллекта средствами дидактической игры в изобразительной деятельности. Формирующий этап эксперимента проходил на базе специальной (коррекционной) школы-интернатаVII ...

Анкетирование детей: ранжирование предметов среди учащихся 1 класса
Для определения значимости уроков труда для учащихся проводилось анкетирование в 1-ом классе, обучаемом по традиционной системе без какой-либо программы по трудовому обучению, средней общеобразовательной школы №618 г. Москвы в середине второй учебной четверти. Было опрошено 22 учащихся, каждому из ...

Разделы

© 2025 Copyright www.briefeducation.ru