BriefEducation
Образование: теория и практика » Методика комплексного использования средств наглядности в формировании речевых навыков и умений аудирования » Комплексное использование наглядности как средство снятия трудностей восприятия речи на слух

Комплексное использование наглядности как средство снятия трудностей восприятия речи на слух

Страница 4

Выявленный дидактический потенциал средств наглядности и значительное их разнообразие требуют решения вопроса о целесообразной степени использования средств наглядности на различных этапах обучения аудированию, а также о рациональном выборе средств наглядности в зависимости от учебных задач и уровня владения обучаемых иностранным языком.

Эффективность упражнений по обучению иноязычной речевой деятельности, в том числе аудированию, выше при использовании, наглядной основы для ее выполнения, чем без нее. Эффективность наглядно-обусловленных упражнений зависит от видов применяемых средств наглядности и выше при комплексном использовании ряда (совокупности) средств наглядности. При обучении аудированию наиболее эффективным является использование ситуативно-сюжетных и фабульных рисунков. Включение их в соответствующие упражнения обеспечивает более высокую степень понимания прослушанного текста, чем при использовании упражнений без изобразительной опоры, и облегчает понимание текста при равной эффективности его проверки с и без опоры на средства наглядности.

Использование средств наглядности при обучении аудированию по иностранным языкам характеризуется следующими общими принципами:

- принцип комплексности;

- принцип коммуникативности;

- принцип научно обоснованного подбора средств наглядности с учетом особенностей этапа учебного процесса, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, дидактических возможностей каждого отдельного средства наглядности.

Принцип комплексности средств обучения вообще и средств наглядности, в частности, предполагает единство их содержания, адекватность особенностям определенной методической системы (коммуникативному подходу к обучению языкам), определенную последовательность включения их в учебный процесс, их взаимосвязь и взаимообусловленность, диктуемые логикой учебного процесса, особенностями познавательной деятельности учащихся, методическими свойствами и функциями средств обучения, входящих в комплекс, адекватность упражнений задачам обучения, учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, уровня их языковой подготовки. Таким образом, комплексное использование средств наглядности при обучении аудированию предусматривает необходимость наиболее полного учета дидактических возможностей каждой группы этих средств и наиболее рационального их распределения в процессе обучения и контроля. Распределение производится как в плане самих средств наглядности, так и в плане видов упражнений, основанных на использовании средств наглядности. Соответственно необходимо составлять коррелирующие комплексы средств наглядности, включаемые в определенные виды упражнений. В результате с их помощью будет создана, основа для проведения цикла занятий, внутри которого необходимо предусмотреть такую последовательность включения средств наглядности в систему упражнений, которая соответствовала бы последовательности нарастания языковых и операционных трудностей при обучении навыкам и умениям аудирования.

Принцип коммуникативности комплексного использования средств наглядности предполагает такой их отбор и такое их включение в упражнения, которые обеспечивали бы создание максимального числа разнообразных ситуации иноязычного общения и, соответственно, достаточную практику учащихся во всех видах речевой деятельности, в том числе и в аудировании. Наглядно-обусловленные упражнения должны отвечать следующим требованиям:

- требование мотивированности речевого поступка выполняется путем постановки перед обучающимися не лингвистической, а речевой задачи, а также путем опоры на собственное внутреннее побуждение учащихся. Последнее может быть достигнуто: подбором тем, соответствующих особенностям учащихся, стимулированием интереса в процессе выполнения задания за счет создания условий игры, соревнования, группового творчества и сотрудничества, обеспечением личностной значимости задания для ученика через привлечение механизмов памяти, внимания, воображения, личного опыта учащихся (задания типа «Угадайте .», «Проверьте свою память/ наблюдательность .», «Выступите в роли .»);

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Основные направления деятельности школ искусств на современном этапе
В последнее десятилетие в системе художественного образования Российской Федерации происходят существенные изменения, обусловленные новой социально-экономической ситуацией переустройства Российского государства, вхождением России в мировую культурно-образовательную среду, процессом переосмысления ц ...

Открытость школы как условие подготовки старшеклассников к военной службе
Реализация идеи открытости школы как одного из ведущих принципов реформы школы начала 90-х годов опирается на результаты исследования среды. В диссертации Т.В. Менг показано, что представления о среде как факторе воспитания развивались в отечественной педагогике следующим образом: в 20-40 гг. среда ...

Модели образования
1. Модель образования как государственно-ведомственной организации. В этом случае система образования рассматривается структурами государственной власти как самостоятельное направление в ряду других отраслей народного хозяйства. Строится она по ведомственному принципу с жестким централизованным опр ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru