BriefEducation
Образование: теория и практика » Теоретические проблемы личностно-ориентированного образования » Понятие личностно-ориентированного обучения

Понятие личностно-ориентированного обучения

Страница 1

Выше мы так или иначе давали характеристику особенностей личностно-ориентированного обучения. В настоящей части работы эти характеристики собраны воедино и для четкого обозначения его специфики изложены в тезисной форме.

1. Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) - это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.

В педагогических работах, посвященных вопросам такого рода обучения, оно обычно противопоставляется традиционному, ориентированному на получение в обучении человека, рассматриваемого как набор определенных социальных функций и "реализатора" определенных моделей поведения, зафиксированных в социальном заказе школе.

2. ЛОО - это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не "учет", а "включение" его собственно личностных функций или востребование его субъектного опыта.

Описывая содержание субъектного опыта, И.С. Якиманская включает в него " . I) предметы, представления, понятия;

2) операции, приемы, правила выполнения действий (умственных и практических);

3) эмоциональные коды (личностные смыслы, установки, стереотипы.

Понятие личностных функций" введено в педагогику В.В. Сериковым, который определяет их следующим образом: "Личностные функции - это в данном случае не характерен логические качества ее (последние, кроме некоторых, так называемых общечеловеческих, у людей могут и должны быть Разными), а те проявления, которые, собственно, и реализуют социальный заказ "быть личностью".

В качестве таковых функций выделим следующие: мотивации ., опосредования ., коллизии ., критики ., рефлексии ., смыслотворчества ., ориентации . ., обеспечения автономности и устойчивости внутреннего мира ., творчески преобразующая ., самореализации ., обеспечения уровня духовности жизнедеятельности .".

В самом общем виде содержание названных функций осмысляется автором следующим образом:

А. мотивирующая - чтобы принимали и обосновывали свою деятельность.

Б. опосредующая - личность опосредует внешние воздействия и внутренние импульсы поведения; личность и изнутри не все "выпускает", сдерживает, придает социальную форму.

В. коллизийная - личность не приемлет полной гармонии, нормальная, развитая личность ищет противоречий.

Г. критическая - личность критична ко всяким предлагаемым средствам, то, что навязывается, всегда вызывает протест.

Д. рефлексивная - конструирование и удержание в сознании стабильного образа "Я".

Е. смыслотворческая - личность постоянно уточняет, выверяет иерархию смыслов. Чем чаще задумывается, зачем живет, тем больше развита.

Ж. ориентирующая - построение личностно - ориентированной картины мира, индивидуального мировоззрения.

3. обеспечение автономности и устойчивости внутреннего мира.

И. творчески-преобразующая творчество - форма существования личности. Вне творческой деятельности очень мало личности, любой деятельности личность придает творческий характер.

К, самореализующая - стремление обеспечить признание своего "Я" окружающими.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Определение понятий “способность” и “одаренность”
В советской психологии, прежде всего трудами С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова сделана попытка дать классификацию понятий "способности", "одаренность" и "талант" по единому основанию - успешности деятельности. Способности рассматриваются как индивидуально-психологические ...

Историография
Поставленная в настоящей работе проблема изучена в отечественной историографии недостаточно. Это связано с тем, что реформы высшей школы Франции в рамках Болонского процесса в настоящее время только разворачиваются, и они еще не успели стать объектом внимания исследователей. Собственно говоря, вним ...

Педагогические идеи Платона
Древнегреческий философ-идеалист, идеолог рабовладельческой аристократии, Платон родился в знатной аристократической семье и получил блестящее для того времени образование. Автор многочисленных сочинений, Платон во многих из них говорил о воспитании. Свою систему взглядов на организацию воспитания ...

Разделы

© 2020 Copyright www.briefeducation.ru