BriefEducation
Образование: теория и практика » Теоретические проблемы личностно-ориентированного образования » Понятие личностно-ориентированного обучения

Понятие личностно-ориентированного обучения

Страница 1

Выше мы так или иначе давали характеристику особенностей личностно-ориентированного обучения. В настоящей части работы эти характеристики собраны воедино и для четкого обозначения его специфики изложены в тезисной форме.

1. Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) - это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.

В педагогических работах, посвященных вопросам такого рода обучения, оно обычно противопоставляется традиционному, ориентированному на получение в обучении человека, рассматриваемого как набор определенных социальных функций и "реализатора" определенных моделей поведения, зафиксированных в социальном заказе школе.

2. ЛОО - это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не "учет", а "включение" его собственно личностных функций или востребование его субъектного опыта.

Описывая содержание субъектного опыта, И.С. Якиманская включает в него " . I) предметы, представления, понятия;

2) операции, приемы, правила выполнения действий (умственных и практических);

3) эмоциональные коды (личностные смыслы, установки, стереотипы.

Понятие личностных функций" введено в педагогику В.В. Сериковым, который определяет их следующим образом: "Личностные функции - это в данном случае не характерен логические качества ее (последние, кроме некоторых, так называемых общечеловеческих, у людей могут и должны быть Разными), а те проявления, которые, собственно, и реализуют социальный заказ "быть личностью".

В качестве таковых функций выделим следующие: мотивации ., опосредования ., коллизии ., критики ., рефлексии ., смыслотворчества ., ориентации . ., обеспечения автономности и устойчивости внутреннего мира ., творчески преобразующая ., самореализации ., обеспечения уровня духовности жизнедеятельности .".

В самом общем виде содержание названных функций осмысляется автором следующим образом:

А. мотивирующая - чтобы принимали и обосновывали свою деятельность.

Б. опосредующая - личность опосредует внешние воздействия и внутренние импульсы поведения; личность и изнутри не все "выпускает", сдерживает, придает социальную форму.

В. коллизийная - личность не приемлет полной гармонии, нормальная, развитая личность ищет противоречий.

Г. критическая - личность критична ко всяким предлагаемым средствам, то, что навязывается, всегда вызывает протест.

Д. рефлексивная - конструирование и удержание в сознании стабильного образа "Я".

Е. смыслотворческая - личность постоянно уточняет, выверяет иерархию смыслов. Чем чаще задумывается, зачем живет, тем больше развита.

Ж. ориентирующая - построение личностно - ориентированной картины мира, индивидуального мировоззрения.

3. обеспечение автономности и устойчивости внутреннего мира.

И. творчески-преобразующая творчество - форма существования личности. Вне творческой деятельности очень мало личности, любой деятельности личность придает творческий характер.

К, самореализующая - стремление обеспечить признание своего "Я" окружающими.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Утренняя гимнастика до учебных занятий
Каждый школьный день нужно начинать с выполнения комплексов гимнастических упражнений, которые являются одним из обязательных элементов физкультурно-оздоровительных мероприятий. Утренняя гимнастика дома не освобождает учащихся от гимнастики до занятий, так как она является важным дополнением к заря ...

Психолого-педагогические особенности младших школьников с особыми образовательными потребностями
Основная идея всей современной педагогики заключается в том, что отсталому ребёнку воспитание нужно в большей степени, чем нормальному. Выясним, что собой представляют дети с особыми образовательными потребностями и какие особенности психики данных детей необходимо учитывать в их воспитании и обуче ...

Основные направления работы с устаревшими словами в семье и в дошкольном учреждении
Дети 5-7 лет очень любят сказки, стихи, былины. Они привлекают их внимание, становятся любимыми на долгие годы, требуют встречи с ними вновь и вновь. Но практика показывает, что дошкольники сами не способны понять значение многих слов и выражений, поэтому здесь требуется помощь взрослых. Для того ч ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru