BriefEducation
Образование: теория и практика » Процесс формирования гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности » Экспериментальная работа по формированию гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Экспериментальная работа по формированию гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Страница 4

Эта игра состоит в том, чтобы каждый ребенок выбрал трех детей из группы по 3-м критериям и обосновал свой выбор.

Для проведения игры "Секрет" приглашала детей по одному в отдельную комнату и проводила индивидуальную беседу по следующим вопросам:

С кем ты хочешь играть и почему?

С кем ты хочешь дружить и почему?

Кого ты желаешь пригласить к себе на день рожденья и почему?

Чтобы вызвать интерес у детей к игре - в задание вносился характер таинственности: ответить "по секрету".

Перед началом эксперимента говорила ребенку: "Сейчас мы поиграем с тобой в игру, которая называется "Секрет". Я буду задавать тебе вопросы, а ты, "по секрету" будешь мне отвечать. "Любишь ли ты играть? А с кем ты очень хочешь играть? Назови одного ребенка. А с кем из детей еще ты хочешь играть?"

Затем спрашивала: "Скажи, пожалуйста, почему ты хочешь играть с Мишей? (Называется имя ребенка, которому испытуемый отдавал свой 1-й выбор, затем 2-й и 3-й выборы).

В процессе беседы с ребенком по поводу выборов он обнаруживал четко выраженное предпочтение к кому-либо из сверстников. Исследование проводилось во второй половине дня, поэтому после беседы ребенок уходил домой. Это делалось для предупреждения возможности сговора, т.к. детям дошкольного возраста трудно хранить свои секреты.

Таких опросов провела три, для того, чтобы выяснить, кого ребенок выбирает для игры, для дежурства и для сугубо личных отношений.

Данные опроса фиксировала в протоколах. См. приложение № 6, протоколы №№ 1,2,3.

После тщательного изучения собранного материала, приступила к обработке полученных данных.

Анализ экспериментальных данных

Анализируя данные обобщенной таблицы и социограмм, мы выяснили, что в группе есть дети разной авторитетности и популярности.

Маргинальное значение, которое в эксперименте является индексом социометрического статуса ребенка в группе, дает возможность разделить всех детей на 4 статусные группы. Детей, индекс которых равен 0,29 отнесли к 1 группе - особо популярных детей.

Дети, у которых индекс социометрического статуса находится в пределах 0,28-0,10 составили 2 группу популярных детей.

Дети, индекс которых ниже 0,10 образуют 3 группу - малопопулярных детей.

Обнаружили, что по индексу социометрического статуса - 1ребенок имеет очень высокий статус (1 группа) - это Сережа Д., (25 выборов);

1 ребенок (Наташа Ш.) не получила совсем выборов (4 группа);

4 человека - отнесены к 3 группе "малопопулярных" (Поля К., у нее 5 выборов, Рома Н. - 4 выбора и Саша П, с Леной К, - у них по 3 выбора);

6 детей отнесены ко 2 группе "популярных детей" (Юля Т, - у нее 14 выборов, Оля В. и Женя К. - 12 выборов, Женя Д. - 11 выборов, Миша Х. и Настя И. имеют по 9 выборов).

Таким образом, исследуемая группа имеет полную социометрическую структуру. Большинство детей группы по результатам исследования оказались в благоприятных статусных группах (в 1 и 2 группах - 7 детей, в 3и 4 группах - 5 детей).

Следовательно, уровень благополучия в группе высокий. Для того чтобы выяснить уровень взаимности отношений детей, мы вычислили коэффициент взаимности. Он определяется в %, как частное от деления числа взаимных выборов, к общему числу выборов. Уровень взаимности отношений в группе оказался сверхвысоким (83%, т.е. выше 40 %), т.к.10 детей из 12 имеют взаимовыборы.

Проведенный нами анализ полученных от детей мотивировок их выборов позволяет сказать о том, что характер мотивировок различен.

Выборы детей обосновывались теми или другими положительными качествами сверстников: внешними (из протокола № 2 Саша П. выбирает Настю И., так как у нее волосы красивые, ходит в красивой одежде, нравится ее прическа); нравственными качествами (протокол № 2 Рома Н. выбирает Женю К, так как он всегда помогает ему, а Данил Р. - хороший друг); дружескими отношениями; общим положительным отношением или характеристикой "хороший". Наибольшее число раз использовались мотивировки, связанные с дружескими отношениями и интересной совместной деятельностью. Это говорит о том, что для детей этой группы главным при социометрическом выборе были дружеские отношения и интересная совместная деятельность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Материалы по педагогике:

Рейтинговая методика оценки качества преподавателей вуза
Квалификационные требования являются неотъемлемой частью трудового договора, заключаемого преподавателем и Алтайским государственным техническим университетом им. И.И. Ползунова, определяя при этом содержание, направленность и особенности деятельности преподавателя, уровень квалификации, соответств ...

Развитие творческого потенциала слабослышащих школьников на музыкально-ритмических занятиях
Музыка, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие. Музыкальные произведения передают динамику эмоционально-психологических состояний: смену чувств, настроений, переживаний. Музыка может изображать конкретные явления окружающей ...

Динамика развития образа человека у детей 6-7 лет в процессе рисования
Для выявления динамики развития образа человека в рисунках детей 6-7 лет нами был проведён контрольный эксперимент. Цель данного эксперимента выявления динамику развития образа человека в рисунках детей 6-7 лет. Контрольный эксперимент проводился с 1 по 3 февраля. Контрольный эксперимент включал в ...

Разделы

© 2021 Copyright www.briefeducation.ru