BriefEducation
Образование: теория и практика » Процесс формирования гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности » Экспериментальная работа по формированию гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Экспериментальная работа по формированию гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Страница 4

Эта игра состоит в том, чтобы каждый ребенок выбрал трех детей из группы по 3-м критериям и обосновал свой выбор.

Для проведения игры "Секрет" приглашала детей по одному в отдельную комнату и проводила индивидуальную беседу по следующим вопросам:

С кем ты хочешь играть и почему?

С кем ты хочешь дружить и почему?

Кого ты желаешь пригласить к себе на день рожденья и почему?

Чтобы вызвать интерес у детей к игре - в задание вносился характер таинственности: ответить "по секрету".

Перед началом эксперимента говорила ребенку: "Сейчас мы поиграем с тобой в игру, которая называется "Секрет". Я буду задавать тебе вопросы, а ты, "по секрету" будешь мне отвечать. "Любишь ли ты играть? А с кем ты очень хочешь играть? Назови одного ребенка. А с кем из детей еще ты хочешь играть?"

Затем спрашивала: "Скажи, пожалуйста, почему ты хочешь играть с Мишей? (Называется имя ребенка, которому испытуемый отдавал свой 1-й выбор, затем 2-й и 3-й выборы).

В процессе беседы с ребенком по поводу выборов он обнаруживал четко выраженное предпочтение к кому-либо из сверстников. Исследование проводилось во второй половине дня, поэтому после беседы ребенок уходил домой. Это делалось для предупреждения возможности сговора, т.к. детям дошкольного возраста трудно хранить свои секреты.

Таких опросов провела три, для того, чтобы выяснить, кого ребенок выбирает для игры, для дежурства и для сугубо личных отношений.

Данные опроса фиксировала в протоколах. См. приложение № 6, протоколы №№ 1,2,3.

После тщательного изучения собранного материала, приступила к обработке полученных данных.

Анализ экспериментальных данных

Анализируя данные обобщенной таблицы и социограмм, мы выяснили, что в группе есть дети разной авторитетности и популярности.

Маргинальное значение, которое в эксперименте является индексом социометрического статуса ребенка в группе, дает возможность разделить всех детей на 4 статусные группы. Детей, индекс которых равен 0,29 отнесли к 1 группе - особо популярных детей.

Дети, у которых индекс социометрического статуса находится в пределах 0,28-0,10 составили 2 группу популярных детей.

Дети, индекс которых ниже 0,10 образуют 3 группу - малопопулярных детей.

Обнаружили, что по индексу социометрического статуса - 1ребенок имеет очень высокий статус (1 группа) - это Сережа Д., (25 выборов);

1 ребенок (Наташа Ш.) не получила совсем выборов (4 группа);

4 человека - отнесены к 3 группе "малопопулярных" (Поля К., у нее 5 выборов, Рома Н. - 4 выбора и Саша П, с Леной К, - у них по 3 выбора);

6 детей отнесены ко 2 группе "популярных детей" (Юля Т, - у нее 14 выборов, Оля В. и Женя К. - 12 выборов, Женя Д. - 11 выборов, Миша Х. и Настя И. имеют по 9 выборов).

Таким образом, исследуемая группа имеет полную социометрическую структуру. Большинство детей группы по результатам исследования оказались в благоприятных статусных группах (в 1 и 2 группах - 7 детей, в 3и 4 группах - 5 детей).

Следовательно, уровень благополучия в группе высокий. Для того чтобы выяснить уровень взаимности отношений детей, мы вычислили коэффициент взаимности. Он определяется в %, как частное от деления числа взаимных выборов, к общему числу выборов. Уровень взаимности отношений в группе оказался сверхвысоким (83%, т.е. выше 40 %), т.к.10 детей из 12 имеют взаимовыборы.

Проведенный нами анализ полученных от детей мотивировок их выборов позволяет сказать о том, что характер мотивировок различен.

Выборы детей обосновывались теми или другими положительными качествами сверстников: внешними (из протокола № 2 Саша П. выбирает Настю И., так как у нее волосы красивые, ходит в красивой одежде, нравится ее прическа); нравственными качествами (протокол № 2 Рома Н. выбирает Женю К, так как он всегда помогает ему, а Данил Р. - хороший друг); дружескими отношениями; общим положительным отношением или характеристикой "хороший". Наибольшее число раз использовались мотивировки, связанные с дружескими отношениями и интересной совместной деятельностью. Это говорит о том, что для детей этой группы главным при социометрическом выборе были дружеские отношения и интересная совместная деятельность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Материалы по педагогике:

Виды заикания, причины возникновения
Заикание является одним из наиболее сложных и длительно протекающих речевых нарушений. В соответствии с определением, приведенным в заикание - это нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Беляева Л. И и Дьякова Е. А, отмечают, что внешнее ...

Изучение познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с ОНР 1 уровня
Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста в условиях специального детского сада требует всестороннего изучения их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального окружения. Пр ...

Компоненты предметной области электронного практикума для дисциплины «Операционные системы среды и оболочки»
Современный электронный учебник (ЭУ) – учебное электронное издание, содержащее системное и полное изложение учебного предмета или его части в соответствии с программой, поддерживающее все звенья дидактического цикла процесса обучения, являющееся важным компонентом индивидуализированной активно-деят ...

Разделы

© 2018 Copyright www.briefeducation.ru