BriefEducation
Образование: теория и практика » Процесс формирования гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности » Экспериментальная работа по формированию гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Экспериментальная работа по формированию гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Страница 3

Отвечая на третий вопрос, 50% детей не задумываясь, сказали, что они сообщили бы воспитателям, что их товарищ упал (Ветрова О., Дробов С., Новиков Р., Шебаева К., Рославцев Д.)

После дополнительного вопроса "А если воспитательница была бы на другом участке или пошла бы в группу по делу?" и т.д. - дети пытались найти разные пути помощи со стороны взрослых (поискать воспитательницу, позвать другую, позвать медсестру и т.п.), но не догадывались, что прежде всего надо было бы поднять товарища, посадить его на лавочку, сказать утешительное слово. Только 30% детей сказали, что они подняли бы ребенка, посадили бы его, а если не смогли бы, то позвали бы ребят, которые были близко. Затем уже дети планировали обратиться к воспитателю или медсестре. И лишь 20% детей сказали, что они спросили бы у товарища, очень ему больно и тому подобное, осторожно подняли бы его, посадили бы на лавочку, а затем сказали бы воспитателю или медсестре. Ответы детей представлены в приложении № 3.

Вывод:

Представления детей о гуманных взаимоотношениях не богаты, из-за этого они не могут сами найти выход из проблемной ситуации и поэтому обращаются за помощью к взрослым.

IV. Наблюдения сюжетно-ролевых игр и их анализ

Наблюдая за играми, мы попытались выяснить, какие гуманные отношения преобладают в сюжетно-ролевых играх: игры позволяют проследить особенности взаимоотношений и взаимодействий детей в сюжетно-ролевой игре.

Было проведено 4 сюжетно-ролевых игры: "Семья", "Больница", "Строители", "Магазин". Наблюдение за играми проходило в течение 10 дней. Игры проводились во второй половине дня, в специально организованных игровых зонах с разнообразными атрибутами для каждой составляющей игры. В каждой игре участвовало 3-4 ребенка.

При распределении ролей дети, несмотря на то, что многие хотели занять ведущие роли, смогли договориться между собой и уважительно отнеслись к желаниям других. В ходе игры происходило взаимодействие детей: например, дети, играющие в "Семью", посещали "Магазин", "Строители" заходили в гости к играющим в "Семью", посещали "Больницу", где им оказывали медицинскую помощь и т.д.

Стремясь правильно выполнить взятую на себя роль в игре, дети были вежливы, доброжелательны. Например, игра "Магазин", покупатель Сережа Д.: - "Здравствуйте, мне, пожалуйста, мороженое". Продавец Оля В.: "Пожалуйста". Проявляют заботу, внимание, сочувствие. ("Больница", врач Полина К., доброжелательно разговаривает с пациентом, успокаивает его). Соблюдают правила нравственного поведения, становятся в очередь.

В целом все взаимоотношения между детьми доброжелательные. Но нередко их действия и поступки лишены чувственной основы, которая необходима для возникновения и развития различных гуманных взаимоотношений, нередко возникают конфликты из-за неумения детей сопереживать, уступать, быть внимательными к товарищам. Лишь иногда в наблюдаемой игре прослеживались истинные гуманные отношения (игра "Магазин" - Дане Р., не хватало денег, чтобы купить игрушку, тогда Ксения Ш. предложила одолжить ему денег, у нее внимательное отношение, умение понять положение других и поставить себя на их место.).

Вывод:

В играх наблюдались, в основном, взаимоотношения, обусловленные правилами игры, лишь иногда эти взаимоотношения приобретали гуманистическую направленность.

Из всего разнообразия гуманных отношений отзывчивость, доброжелательность, заботливость, справедливость, сочувствие, внимательность, мы наблюдали их проявления лишь у 60% детей (Крючкова П., Казанцева Л., Трошина Ю., Хализов М., Рославцев Д., Ильина Н.)

V. Описание экспериментальной игры "Секрет"

Цель: выявление уровня сформированности гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

выявить психологическую структуру группы;

описать особенности межличностного выбора и его мотивов в данной группе;

познакомить воспитателя с результатами экспериментальной игры "Секрет" и определить вместе с ней меры по улучшению межличностных отношений в группе.

Для решения указанных задач нами была использована социометрическая методика, включающая: экспериментальную игру "Секрет", выявление мотивировок выбора, беседу с воспитателем.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по педагогике:

Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы
В период обобщающего этапа опытно-экспериментальной работы (2004 – 2005 учебный год) в музыкально-ритмические занятия были включены все виды деятельности, которые мы рассмотрели, а также уделялось особое внимание формированию интонационной выразительности речи как условия развития творческого потен ...

Хореографическое искусство
Ситуация, складывающаяся в сфере «хореография и художественная самодеятельность», имеет разветвлённый многоуровневый, противоречивый характер. Сегодня существует обилие хореографических коллективов (ансамблей), использующих хореографический материал лишь как средство для сценического показа и демон ...

Формирование социокультурной компетенции учащихся начальных классов
Воспитание языковой личности в социокультурном аспекте требует поиска новых подходов к изучению родного языка. Один из путей реализации нового подхода - включение социокультурного материала в ткань уроков родного языка, то есть такого материала, который позволит формировать русскую языковую личност ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru