Формирование гуманных взаимоотношений в дошкольном возрасте носит социальный характер (Н.М. Аксарина, Н.М. Шелованов).
Основой для формирования гуманных отношений является развитие нравственных качеств и сформированность у детей морально-этических норм и представлений (Д.В. Менджерицкая, С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк).
Эффективность формирования гуманных отношений в сюжетно-ролевых играх в первую очередь зависит:
от организации предварительной работы;
от умения воспитателя создать благоприятные условия для игровой деятельности;
от использования разнообразных методов и приемов руководства сюжетно-ролевыми играми (И. Кононова, Г.И. Радвил).
Использование сюжетно-ролевой игры имеет огромное значение для формирования гуманных отношений дошкольников6
расширяется круг представлений детей о проявлении гуманных отношений;
формируются и обогащаются чувственные переживания детей, в соответствии со взятой на себя ролью в сюжетно-ролевых играх;
осваиваются и закрепляются основные способы эмоционального и практического содействия окружающих
Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития гуманных отношений детей. однако в процессе работы с детьми было выявлено, что для достижения большей результативности следует целенаправленно обращать внимание на данную проблему уже в младшем дошкольном возрасте. Именно в этот возрастной период происходит первое проявление гуманных переживаний ребенка - заботливое отношение в обращении с куклами.
В нашей опытно-экспериментальной работе мы предположили, что формирование гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста наиболее успешно будет развиваться в совместной игровой деятельности, а именно в сюжетно-ролевой игре. Для этого мы определили методы:
анализ психолого-педагогической литературы;
наблюдение за сюжетно-ролевыми играми детей;
беседы с детьми;
анкетирование воспитателей детского сада;
экспериментальная игра "Секрет";
педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.
Результаты констатирующего этапа нашей работы показали, что уровень сформированности гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста находится на уровне чуть ниже среднего: 50% детей имеют II уровень, 30% детей имеют III уровень, и лишь 20% имеют I уровень.
Результаты контрольного этапа показывают, что уровень сформированности гуманных отношений значительно повысился (отсутствуют дети с III уровнем), 60% детей имеют I уровень, 40% - II уровень.
Отсюда следует вывод, что проведенная нами экспериментальная работа в значительной мере позволила повысить эффективность процесса формирования гуманных отношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх. У детей наблюдаются различные гуманные отношения; появляется дифференцировка в основных видах гуманных отношений; отношения детей основываются на чувственных переживаниях.
Данная работа помогла подтвердить выдвинутую ранее гипотезу, что формирование гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх будет осуществляться более успешно при:
организации предварительной работы по обогащению содержания сюжетно-ролевой игры:
беседы с детьми;
наблюдения;
чтение художественной литературы;
использовании специальных сюжетов в сюжетно-ролевой игре, способствующих формированию гуманных отношений дошкольников к окружающим;
проявлении примера гуманного отношения со стороны воспитателя при организации учебно-воспитательного процесса.
Задачи, поставленные в ходе исследования, были решены.
Материалы нашей опытно-экспериментальной работы можно применять в практике дошкольных учреждений с целью совершенствования работы по формированию гуманных отношений в игровой деятельности, а именно в сюжетно-ролевой игре.
Создание данных условий может способствовать формированию:
нравственных качеств;
волевых качеств;
этических норм и представлений.
Этому также может способствовать разработка специальных сюжетов для использования их детьми в игровой деятельности.
В этом мы и видим перспективы дальнейшей работы по формированию личности дошкольника в целом.
Материалы по педагогике:
Виды нарушений голоса и
их характерные проявления у детей с различными речевыми расстройствами
Нарушения голоса у детей — сложная проблема, требующая пристального внимания специалистов. Во многих случаях причины нарушений неизвестны или неясны, поэтому таких детей необходимо тщательно и всесторонне обследовать, так как без точного диагноза невозможно разработать исчерпывающий план лечения. У ...
Содержание воспитания. Приоритетные стратегии воспитания
1. Раскройте сущность понятия «содержание воспитания» Содержание воспитания составляют научные факты, понятия, теории о природе, обществе, человеке: знания, на которых базируется общественный опыт, ценности, нормы, идеалы, способности, навыки, умения, привычки поведения. Предметом формирования явля ...
Педагогическая профессия как социальный институт
Оценивая педагогическую профессию как социальный институт, целесообразно сформулировать четыре основные идеи его развития в России: социальная функциональность (педагогическая профессия - обучающиеся); конкурентоспособность (педагогическая профессия - другие профессии); демократизация (педагогическ ...