В проекте Реформы образования (1997) фиксируется, что благодаря труду учителей «складывается принципиально новая атмосфера, все более полно отвечающая задачам формирования нового поколения в духе ценностей гражданского общества», и подчеркивается ответственность всех уровней управления образованием (федерального, регионального, местного самоуправления) за то, чтобы была достигнута консолидация различных общественных сил вокруг решения важнейшей задачи — заботы о благополучии подрастающего поколения.
Проблема воспитания в России в настоящее время может рассматриваться как один из приоритетов ее государственной политики, так как она связывается не только с социально-экономическим благополучием страны, но и с ее национальной безопасностью, и что решение этой проблемы требует скоординированных усилий. При этом необходимо подчеркнуть, что чем больше подходов к воспитанию может быть реализовано в образовательной практике, тем выше вероятность эффективности воспитательного процесса в современных условиях.
Традиционно воспитание рассматривается как составная часть образовательного процесса наряду с обучением. Современный подход расширяет эту традиционную диаду, и включает в образовательный процесс (наряду с воспитанием и обучением) психологическую поддержку. Идея психологического сопровождения личности от момента вхождения в мир образования и до завершения активной трудовой деятельности реализуется практически с самого начала становления психологической службы в образовании.
Являясь компонентом целостной системы образования, психологическая поддержка, осуществляемая психологической службой, содействует психическому, психофизическому и личностному развитию человека посредством создания благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, что позволяет реализовать заложенные в соответствующем этапе онтогенеза возможности развития индивидуальности.
В настоящее время, когда еще продолжается этап выработки ведущей национальной идеи в России, многими учеными и исследователями излагаются различные точки зрения на явление гражданственности и патриотизма как одного из важнейших компонентов Русской идеи, точнее Российской общенациональной идеи, призванной служить объединению и упрочению российского общества и государства.
За последнее время, по мнению некоторых политологов, Русская идея вновь может претендовать на роль духовно-нравственной и социальной ценности. Она вселяет надежды определенной части Российского общества на возрождение национальных ценностей и традиций, торжество соборности, равенство прав и возможностей граждан, укрепление семьи, выработку общероссийского патриотического идеала, « .способного вдохновить соотечественников на многотрудные и славные свершения во имя благосостояния и духовного преобразования Родины»
Наиболее ярким и стойким носителем любви к Отечеству, истинного патриотизма является армия. Армия невозможна без патриотизма и жертвенности. Ее лозунг: «Жить для России и умереть за Россию».
Наличие довольно значительного массива литературы по рассматриваемой проблеме свидетельствует о наметившемся прорыве в осмыслении ее наиболее существенных сторон благодаря активизации соответствующих исследований в области философских, политологических, социологических и педагогических наук. Тем самым, создан определенный задел для продолжения теоретических изысканий по целому ряду аспектов проблемы патриотизма, его развития в российском обществе и его Вооруженных Силах в новых, изменившихся условиях.
П.П. Блонский рассматривал гражданское воспитание как политическое, разрабатывая теоретические основы советской педагогики, развивал марксистско-ленинский подход к воспитанию как общественному явлению, к оценке роли школы в социалистическом обществе, в политической борьбе.
Считая воспитание гражданина основой для формирования целостности личности будущего человека социалистического типа, А.С.Макаренко отмечал ведущие аспекты в воспитании гражданина. Прежде всего это должен быть квалифицированный труженик, политически и экономически образованный, имеющий высокую общую культуру, ответственный за все свои действия перед коллективом и перед обществом, умеющий работать в коллективе, дисциплинированный, с оптимизмом смотрящий вперед, верящий в светлое будущее своей страны.
Плодотворно над решением этой задачи в плане уточнения и конкретизации педагогического содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» работал В.А.Сухомлинский. Гражданственность, утверждал он, это корень убеждений, мыслей и чувств человека. Особое внимание уделялось идейно-политической, гуманистической направленности гражданского воспитания, его органической взаимосвязи с развитием творческих задатков личности. В развитии теории и практики гражданского воспитания большое значение имели историко-педагогические исследования Н. К. Гончарова, Н.А.Константинова, Т.Я. Корнейчука, Ф.Ф. Королева, М.Н. Колмаковой, З.И. Равкина, С.А.Черника.
Материалы по педагогике:
Основные виды трудностей при обучении чтению и их возможные причины
Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено или просто невозможно. Это сложнейшие интегративные навыки, объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические функции – внимание, восприятие, память, мышление. Важно подчеркнуть, что ...
Тенденции развития инноваций в условиях модернизации образования
Специфика инновационной деятельности порождает определённый тип личности. В условиях модернизации школы мы всё чаще выделяем значимые черты современной личности: открытость экспериментам, инновациям, изменениям; планирование будущих действий для достижения целей, как в общественной, так и в личной ...
Подход В.Ф. Шаталова
Из учителей-новаторов остановим наше внимание на подходе В.Ф. Шаталова, описание принципов организации учебной работы которого в литературе широко представлено не только собственными работами автора, но и его последователями и "толкователями" сути его подхода в применении к различным пред ...