BriefEducation
Образование: теория и практика » Педагогические условия подготовки старшеклассников к военной службе » Воспитание гражданственности и патриотизма как педагогическая основа подготовки старшеклассников к военной службе

Воспитание гражданственности и патриотизма как педагогическая основа подготовки старшеклассников к военной службе

Страница 1

В проекте Реформы образования (1997) фиксируется, что благодаря труду учителей «складывается принципиально новая атмосфера, все более полно отвечающая задачам формирования нового поколения в духе ценностей гражданского общества», и подчеркивается ответственность всех уровней управления образованием (федерального, регионального, местного самоуправления) за то, чтобы была достигнута консолидация различных общественных сил вокруг решения важнейшей задачи — заботы о благополучии подрастающего поколения.

Проблема воспитания в России в настоящее время может рассматриваться как один из приоритетов ее государственной политики, так как она связывается не только с социально-экономическим благополучием страны, но и с ее национальной безопасностью, и что решение этой проблемы требует скоординированных усилий. При этом необходимо подчеркнуть, что чем больше подходов к воспитанию может быть реализовано в образовательной практике, тем выше вероятность эффективности воспитательного процесса в современных условиях.

Традиционно воспитание рассматривается как составная часть образовательного процесса наряду с обучением. Современный подход расширяет эту традиционную диаду, и включает в образовательный процесс (наряду с воспитанием и обучением) психологическую поддержку. Идея психологического сопровождения личности от момента вхождения в мир образования и до завершения активной трудовой деятельности реализуется практически с самого начала становления психологической службы в образовании.

Являясь компонентом целостной системы образования, психологическая поддержка, осуществляемая психологической службой, содействует психическому, психофизическому и личностному развитию человека посредством создания благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, что позволяет реализовать заложенные в соответствующем этапе онтогенеза возможности развития индивидуальности.

В настоящее время, когда еще продолжается этап выработки ведущей национальной идеи в России, многими учеными и исследователями излагаются различные точки зрения на явление гражданственности и патриотизма как одного из важнейших компонентов Русской идеи, точнее Российской общенациональной идеи, призванной служить объединению и упрочению российского общества и государства.

За последнее время, по мнению некоторых политологов, Русская идея вновь может претендовать на роль духовно-нравственной и социальной ценности. Она вселяет надежды определенной части Российского общества на возрождение национальных ценностей и традиций, торжество соборности, равенство прав и возможностей граждан, укрепление семьи, выработку общероссийского патриотического идеала, « .способного вдохновить соотечественников на многотрудные и славные свершения во имя благосостояния и духовного преобразования Родины»

Наиболее ярким и стойким носителем любви к Отечеству, истинного патриотизма является армия. Армия невозможна без патриотизма и жертвенности. Ее лозунг: «Жить для России и умереть за Россию».

Наличие довольно значительного массива литературы по рассматриваемой проблеме свидетельствует о наметившемся прорыве в осмыслении ее наиболее существенных сторон благодаря активизации соответствующих исследований в области философских, политологических, социологических и педагогических наук. Тем самым, создан определенный задел для продолжения теоретических изысканий по целому ряду аспектов проблемы патриотизма, его развития в российском обществе и его Вооруженных Силах в новых, изменившихся условиях.

П.П. Блонский рассматривал гражданское воспитание как политическое, разрабатывая теоретические основы советской педагогики, развивал марксистско-ленинский подход к воспитанию как общественному явлению, к оценке роли школы в социалистическом обществе, в политической борьбе.

Считая воспитание гражданина основой для формирования целостности личности будущего человека социалистического типа, А.С.Макаренко отмечал ведущие аспекты в воспитании гражданина. Прежде всего это должен быть квалифицированный труженик, политически и экономически образованный, имеющий высокую общую культуру, ответственный за все свои действия перед коллективом и перед обществом, умеющий работать в коллективе, дисциплинированный, с оптимизмом смотрящий вперед, верящий в светлое будущее своей страны.

Плодотворно над решением этой задачи в плане уточнения и конкретизации педагогического содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» работал В.А.Сухомлинский. Гражданственность, утверждал он, это корень убеждений, мыслей и чувств человека. Особое внимание уделялось идейно-политической, гуманистической направленности гражданского воспитания, его органической взаимосвязи с развитием творческих задатков личности. В развитии теории и практики гражданского воспитания большое значение имели историко-педагогические исследования Н. К. Гончарова, Н.А.Константинова, Т.Я. Корнейчука, Ф.Ф. Королева, М.Н. Колмаковой, З.И. Равкина, С.А.Черника.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Методы диагностики профессиональной компетентности педагога
В условиях реформирования образования возрастает значение внедрения инновационных процессов в школе. Включаться в эту деятельность могут педагоги высокого уровня квалификации. Иными словами, возрастает роль диагностики профессиональной компетентности педагога. Комплексное использование методов диаг ...

Профилактика травматизма как основное направление техники безопасности на уроках физической культуры
Профилактика детского травматизма – одна из важнейших задач современного общества. Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев при занятиях физической культурой является одной из важнейших задач преподавателей, директоров школ. Однако множество случаев нарушений организацио ...

Исследование творческих способностей детей коррекционной школы VIII вида
Для исследования творческих способностей детей 3 класса коррекционной школы VIII вида был проведён эксперимент. Цель данного эксперимента – выявить уровень развития творческих способностей учащихся с особыми образовательными потребностями (восприятия, наглядно-образного мышления, воображения, фанта ...

Разделы

© 2021 Copyright www.briefeducation.ru