BriefEducation
Образование: теория и практика » Педагогические условия подготовки старшеклассников к военной службе » Воспитание гражданственности и патриотизма как педагогическая основа подготовки старшеклассников к военной службе

Воспитание гражданственности и патриотизма как педагогическая основа подготовки старшеклассников к военной службе

Страница 2

Эффективным средством формирования гражданских качеств учащейся молодежи, воспитания у нее чувства ответственности за судьбы Родины стали контакты представителей различных поколений. Встречи с ветеранами революции, войны и труда, шефами-воинами помогают пионерам и школьникам почувствовать неразрывную связь поколений, общность их целей и идеалов, осознать, что каждый молодой человек принимает от старших великое наследие Октября, является преемником и продолжателем строительства коммунизма, верным защитником своей Родины. Военно-патриотическое воспитание как важная составная часть гражданского формирования личности стало заботой не только педагогического коллектива, но и родителей, шефов, всей общественности.

И.П. Подласый опираясь на принцип общественной направленности воспитания, показал, что большинство воспитательных систем успешно проводят в жизнь идеологические установки, политические доктрины. Воспитание ориентировано на поддержку и упрочение государственного строя, его институтов, органов власти, формирование гражданских и социальных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, конституции, законов.

В советской педагогике накоплен богатый опыт воспитания гражданина, теоретическое обоснование которого дано с позиций классового подхода к нравственному воспитанию. В 80-х годах в педагогике преобладает позиция, согласно которой гражданин - это личность, ведущей характеристикой которой являются морально-политические качества, которые проявляются в общественно-политической, трудовой активности, борьбе за социалистические идеалы и советский образ жизни. Другими словами, воспитание гражданственности имеет ярко выраженную идеологическую направленность, которая обусловила к середине 80-х годов разрыв социально-педагогических воспитательных целей и реальных процессов, объективно воздействующих на формирование личностно-значимых, но часто не совпадающих с провозглашенными школой, воспитательных идеалов.

Стратегические цели воспитания должны учитывать то, что молодой человек в одно и то же время является носителем как общечеловеческих ценностей, так и ценностей российской культуры, менталитета российского гражданина, что будет выступать основой формирования национального самосознания для молодого поколения российского общества.

В этой связи приобретает принципиально новый характер содержание гражданского воспитания, исходящее из понимания гражданственности. Гражданственность понимается как интегративное свойство личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. К основным элементам гражданственности относится нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств. Нравственная культура базируется на общечеловеческих моральных ценностях, а правовая культура выступает в качестве субъективной основы и предпосылки существования правового государства, для которого характерна высокая степень востребованности гражданских качеств людей.

В настоящее время разрабатываются программы воспитания, в которых центральное место отводится воспитанию гражданственности. В концепции ученых Петербурга (рук. И.А.Колесникова), нашли отражение идеи общие и для других концепций.

Воспитывая россиянина, гражданина своего Отечества, прежде всего обращают внимание:

на осознание ценности Отечества, причастности к его судьбе, прошлому, настоящему, будущему;

на сохранение национальной самобытности, поддержание чувства национальной гордости;

на широкое использование своих гражданских прав и добросовестного выполнения гражданских обязанностей;

на формирование осознанного отношения к политике государства, учитывая запрет на деятельность в школе политических организаций и пропаганду учителем своих политических взглядов;

на ориентацию в экономической деятельности государства, профессиональное самоопределение в условиях рынка.

Возможные пути решения этих задач разработки концепции видят в следующем:

1. Патриотизм начинается с правды о своей стране. Правдивое, с опорой на фактический материал, преподавание курсов «История Отечества», «Граждановедение». Отказ от единственно возможной точки зрения, формирование собственного мнения, собственной гражданской позиции учащегося.

Организация работы клубов по интересам, знакомящих углубленно с историей Отечества. Проведение тематических чтений по периодам истории. Составление «Летописи ратных (славных) дел» и т.п. Использование в оформлении школы государственных атрибутов и символов. Проведение в школе государственных праздников.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Процесс глобализации сферы высшего образования
Глобализация сферы высшего образования стала дополнительным фактором усиления европейской интеграции. На значимость этого процесса указывает Болонская декларация, где говорится о «противостоянии вызовам нового тысячелетия» и об увеличении международной конкурентоспособности европейского образования ...

Экспериментальное изучение эстетических чувств у младших школьников с нарушением интеллекта
Цель констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы - явилось выявление уровня сформированности эстетичских чувств у младших школьников с нарушением интеллекта. Экспериментальная работа проводилась на базе специальной (коррекционной) школы-интерната № 1 г. Владимира. Экспериментальное исслед ...

Связь речи и мышления
Основные тенденции развития речи ребенка дошкольного и раннего возраста раскрыты в работах С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже. Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определение взаимоотношения со всеми психическими процессами. С точки зрения С.Л. Рубинштейна ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru