BriefEducation
Образование: теория и практика » Педагогические условия подготовки старшеклассников к военной службе » Воспитание гражданственности и патриотизма как педагогическая основа подготовки старшеклассников к военной службе

Воспитание гражданственности и патриотизма как педагогическая основа подготовки старшеклассников к военной службе

Страница 2

Эффективным средством формирования гражданских качеств учащейся молодежи, воспитания у нее чувства ответственности за судьбы Родины стали контакты представителей различных поколений. Встречи с ветеранами революции, войны и труда, шефами-воинами помогают пионерам и школьникам почувствовать неразрывную связь поколений, общность их целей и идеалов, осознать, что каждый молодой человек принимает от старших великое наследие Октября, является преемником и продолжателем строительства коммунизма, верным защитником своей Родины. Военно-патриотическое воспитание как важная составная часть гражданского формирования личности стало заботой не только педагогического коллектива, но и родителей, шефов, всей общественности.

И.П. Подласый опираясь на принцип общественной направленности воспитания, показал, что большинство воспитательных систем успешно проводят в жизнь идеологические установки, политические доктрины. Воспитание ориентировано на поддержку и упрочение государственного строя, его институтов, органов власти, формирование гражданских и социальных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, конституции, законов.

В советской педагогике накоплен богатый опыт воспитания гражданина, теоретическое обоснование которого дано с позиций классового подхода к нравственному воспитанию. В 80-х годах в педагогике преобладает позиция, согласно которой гражданин - это личность, ведущей характеристикой которой являются морально-политические качества, которые проявляются в общественно-политической, трудовой активности, борьбе за социалистические идеалы и советский образ жизни. Другими словами, воспитание гражданственности имеет ярко выраженную идеологическую направленность, которая обусловила к середине 80-х годов разрыв социально-педагогических воспитательных целей и реальных процессов, объективно воздействующих на формирование личностно-значимых, но часто не совпадающих с провозглашенными школой, воспитательных идеалов.

Стратегические цели воспитания должны учитывать то, что молодой человек в одно и то же время является носителем как общечеловеческих ценностей, так и ценностей российской культуры, менталитета российского гражданина, что будет выступать основой формирования национального самосознания для молодого поколения российского общества.

В этой связи приобретает принципиально новый характер содержание гражданского воспитания, исходящее из понимания гражданственности. Гражданственность понимается как интегративное свойство личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. К основным элементам гражданственности относится нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств. Нравственная культура базируется на общечеловеческих моральных ценностях, а правовая культура выступает в качестве субъективной основы и предпосылки существования правового государства, для которого характерна высокая степень востребованности гражданских качеств людей.

В настоящее время разрабатываются программы воспитания, в которых центральное место отводится воспитанию гражданственности. В концепции ученых Петербурга (рук. И.А.Колесникова), нашли отражение идеи общие и для других концепций.

Воспитывая россиянина, гражданина своего Отечества, прежде всего обращают внимание:

на осознание ценности Отечества, причастности к его судьбе, прошлому, настоящему, будущему;

на сохранение национальной самобытности, поддержание чувства национальной гордости;

на широкое использование своих гражданских прав и добросовестного выполнения гражданских обязанностей;

на формирование осознанного отношения к политике государства, учитывая запрет на деятельность в школе политических организаций и пропаганду учителем своих политических взглядов;

на ориентацию в экономической деятельности государства, профессиональное самоопределение в условиях рынка.

Возможные пути решения этих задач разработки концепции видят в следующем:

1. Патриотизм начинается с правды о своей стране. Правдивое, с опорой на фактический материал, преподавание курсов «История Отечества», «Граждановедение». Отказ от единственно возможной точки зрения, формирование собственного мнения, собственной гражданской позиции учащегося.

Организация работы клубов по интересам, знакомящих углубленно с историей Отечества. Проведение тематических чтений по периодам истории. Составление «Летописи ратных (славных) дел» и т.п. Использование в оформлении школы государственных атрибутов и символов. Проведение в школе государственных праздников.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Заведующий ДОУ как специалист по социальной работе
Заведующий детским дошкольным учреждением должна проводить планомерную психолого-педагогическую работу с родителями с целью создания единого образовательного пространства и повышения педагогической компетенции семьи. Говоря о конкретном объекте исследования – семье, можно отметить, что члены семьи ...

Подходы к формированию произносительных навыков
В обучении произношению прослеживаются три подхода, каждый из которых объединяет некоторое число методов, разработанных на основе одних и тех же теоретических посылок. Артикуляционный подход Наиболее видными представителями этого подхода являются И.А. Грузинская, К.М. Колосов, О.А. Норк, А.Н. Рапан ...

Разработка диагностического комплекса по выявлению несформированных компонентов навыка чтения
Исходя из анализа литературы по теме исследования были выделены следующие компоненты необходимые для формирования полноценного навыка чтения у детей, а именно достаточный уровень развития: 1. Внимания (объем, устойчивость, поле зрения, концентрация, переключаемость, произвольность). 2. Восприятия ( ...

Разделы

© 2025 Copyright www.briefeducation.ru