BriefEducation
Образование: теория и практика » Процесс формирования гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности » Экспериментальная работа по формированию гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Экспериментальная работа по формированию гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Страница 11

Как ты понимаешь слова добрый, справедливый?

Назови ребят, с которыми ты дружишь и почему?

Чем больше всего вы любите заниматься с друзьями?

Каким должен быть хороший человек?

Беседа проводилась в групповой комнате, во второй половине дня. Анализируя ответы детей, можно сказать, что по сравнению с ответами на констатирующем этапе, представления детей о гуманных взаимоотношениях стали значительно шире. Дети продолжают пользоваться понятиями "добрый", "хороший". Но, раскрывая эти понятия, они называют такие качества, как отзывчивый, ласковый, заботливый, доброжелательный (Юля Т.: "Хороший, значит ласковый, отзывчивый, заботливый, не врет и всех защищает".).

Вопрос о том, что значит справедливый, теперь не вызывает затруднения (Рома Н.: "Справедливый, это который поступает честно, никого не обижает, все по правде". Лена К.: "Справедливый, значит, поступает правильно, все поровну".).

Раскрывая такие отношения, как забота, дети говорили (Данил Р.: "Заботливый, это если у кого-то что-то не получается, а другой человек это увидел и помог").

В ответах детей прослеживается дифференциация различных отношений, пусть еще не совсем точные, но теперь представления о гуманности не сводятся к одному понятию "хороший".

Проведение беседы с неоконченными ответами и их анализ

"Чтобы ты сделал, как бы поступил, если бы…"

Вопросы:

Дети играли в группе, им было очень весело, а один мальчик сидел очень грустный?

Если бы ты играл (а) в "Строителей" с другими детьми и кому-то не хватило бы кубиков на постройку, чтобы ты сделал? А если бы тебе тоже нужны были кубики?

Если бы ты гулял на участке детского сада с другими детьми и вдруг кто-нибудь из ребят упал около тебя и сильно ушибся? Что бы ты сделал?

Ответы детей на первый вопрос показали, что все дети 100% внимательно отнеслись бы к огорчению мальчика и постарались бы его как-то развеселить (Сережа Д.: "Что у тебя случилось? У меня есть интересная книга, хочешь посмотреть?". Полина К.: "Почему ты грустный? Хочешь вместе поиграем в "Лото"?")

Дети не просто предлагали способы, которыми можно поднять настроение, но и формировали словесное обращение к товарищу, как выражение сочувствия, заботы. ("Почему ты грустный? У тебя что-то случилось?" - Сережа Д.)

Второй вопрос по-прежнему вызывал затруднения, но на этом этапе 60% детей сказали, что можно поделиться кубиками, построить дом вместе (Миша Х.: "Построили бы один большой гараж из его и моих кубиков.". Данил Р.: "Сложить кубики вместе и из них строить общий дом. "

Юля Т.: "Я бы поделилась и у каждого было бы поровну кубиков").

Отвечая на третий вопрос, 80% детей сказали, что они спросили бы упавшего товарища, очень ли ему больно, подняли бы его осторожно, посадили бы на лавочку, а затем позвали воспитателя. (Юля Т.: "Я бы спросила, очень ли больно? Сказала бы, чтобы немного потерпел…"

Миша Х.: "Я бы ему помог подняться, сказал бы, чтобы не плакал").

20% детей сказали, что они подняли бы ребенка, посадили бы на лавочку, а затем позвали бы воспитателя. (Рома Н.: "Помог бы ему подняться, если он сам не может, а потом я побегу и позову Галину Георгиевну").

Наблюдение сюжетно-ролевой игры и ее анализ

Сюжетно-ролевая игра "Больница" организована воспитателем. Дети, участвовавшие в эксперименте, выразили желание поиграть именно в эту игру, хотя рядом были организованы такие игры, как "Магазин" и "Парикмахерская". Свой выбор они объяснили тем, что именно в игре "Больница" наиболее ярко проявляются гуманные отношения человека к человеку (ласковые, утешительные слова доктора, чувство сострадания со стороны других пациентов).

Игра проводилась в специально организованном уголке с необходимыми атрибутами. В игре принимало участие 6 детей:

Трошина ЮляКазанцева Лена

Ветрова ОляШебаева Ксения

Хализов МишаНовиков Роман

Анализируя отношения детей в игре, можно сказать, что они качественно отличаются от тех отношений, которые были до эксперимента. Дети не только соблюдают правила нравственного поведения (благодарят за услугу, становятся в очередь), но их отношения строятся на чувственной основе, они переживают, сочувствуют беде другого (пропускают без очереди маму с "больной дочкой"). Внимательно относятся к состоянию окружающих (Миша Х. увидел, что другому пациенту плохо и позвал на помощь; Юля Т., пропустила без очереди больную подругу).

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13

Материалы по педагогике:

Сравнительный анализ требований государственных федеральных стандартов к выпускнику детского сада и требований к первокласснику
Сопоставив требования государственных федеральных стандартов к выпускнику детского сада (ФГС) и требования к первокласснику (ФГС) мы сделали пришли к следующему выводу: «Высокая готовность детей к освоению новых стандартов обеспечивается реализацией основной общеобразовательной программы дошкольног ...

Этапы формирования навыка чтения
Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь, такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом ...

Исследование проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в семье в трудах отечественных специалистов
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С.Л. Рубинштейн, это "адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя ил ...

Разделы

© 2025 Copyright www.briefeducation.ru