BriefEducation
Образование: теория и практика » Процесс формирования гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности » Экспериментальная работа по формированию гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Экспериментальная работа по формированию гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Страница 11

Как ты понимаешь слова добрый, справедливый?

Назови ребят, с которыми ты дружишь и почему?

Чем больше всего вы любите заниматься с друзьями?

Каким должен быть хороший человек?

Беседа проводилась в групповой комнате, во второй половине дня. Анализируя ответы детей, можно сказать, что по сравнению с ответами на констатирующем этапе, представления детей о гуманных взаимоотношениях стали значительно шире. Дети продолжают пользоваться понятиями "добрый", "хороший". Но, раскрывая эти понятия, они называют такие качества, как отзывчивый, ласковый, заботливый, доброжелательный (Юля Т.: "Хороший, значит ласковый, отзывчивый, заботливый, не врет и всех защищает".).

Вопрос о том, что значит справедливый, теперь не вызывает затруднения (Рома Н.: "Справедливый, это который поступает честно, никого не обижает, все по правде". Лена К.: "Справедливый, значит, поступает правильно, все поровну".).

Раскрывая такие отношения, как забота, дети говорили (Данил Р.: "Заботливый, это если у кого-то что-то не получается, а другой человек это увидел и помог").

В ответах детей прослеживается дифференциация различных отношений, пусть еще не совсем точные, но теперь представления о гуманности не сводятся к одному понятию "хороший".

Проведение беседы с неоконченными ответами и их анализ

"Чтобы ты сделал, как бы поступил, если бы…"

Вопросы:

Дети играли в группе, им было очень весело, а один мальчик сидел очень грустный?

Если бы ты играл (а) в "Строителей" с другими детьми и кому-то не хватило бы кубиков на постройку, чтобы ты сделал? А если бы тебе тоже нужны были кубики?

Если бы ты гулял на участке детского сада с другими детьми и вдруг кто-нибудь из ребят упал около тебя и сильно ушибся? Что бы ты сделал?

Ответы детей на первый вопрос показали, что все дети 100% внимательно отнеслись бы к огорчению мальчика и постарались бы его как-то развеселить (Сережа Д.: "Что у тебя случилось? У меня есть интересная книга, хочешь посмотреть?". Полина К.: "Почему ты грустный? Хочешь вместе поиграем в "Лото"?")

Дети не просто предлагали способы, которыми можно поднять настроение, но и формировали словесное обращение к товарищу, как выражение сочувствия, заботы. ("Почему ты грустный? У тебя что-то случилось?" - Сережа Д.)

Второй вопрос по-прежнему вызывал затруднения, но на этом этапе 60% детей сказали, что можно поделиться кубиками, построить дом вместе (Миша Х.: "Построили бы один большой гараж из его и моих кубиков.". Данил Р.: "Сложить кубики вместе и из них строить общий дом. "

Юля Т.: "Я бы поделилась и у каждого было бы поровну кубиков").

Отвечая на третий вопрос, 80% детей сказали, что они спросили бы упавшего товарища, очень ли ему больно, подняли бы его осторожно, посадили бы на лавочку, а затем позвали воспитателя. (Юля Т.: "Я бы спросила, очень ли больно? Сказала бы, чтобы немного потерпел…"

Миша Х.: "Я бы ему помог подняться, сказал бы, чтобы не плакал").

20% детей сказали, что они подняли бы ребенка, посадили бы на лавочку, а затем позвали бы воспитателя. (Рома Н.: "Помог бы ему подняться, если он сам не может, а потом я побегу и позову Галину Георгиевну").

Наблюдение сюжетно-ролевой игры и ее анализ

Сюжетно-ролевая игра "Больница" организована воспитателем. Дети, участвовавшие в эксперименте, выразили желание поиграть именно в эту игру, хотя рядом были организованы такие игры, как "Магазин" и "Парикмахерская". Свой выбор они объяснили тем, что именно в игре "Больница" наиболее ярко проявляются гуманные отношения человека к человеку (ласковые, утешительные слова доктора, чувство сострадания со стороны других пациентов).

Игра проводилась в специально организованном уголке с необходимыми атрибутами. В игре принимало участие 6 детей:

Трошина ЮляКазанцева Лена

Ветрова ОляШебаева Ксения

Хализов МишаНовиков Роман

Анализируя отношения детей в игре, можно сказать, что они качественно отличаются от тех отношений, которые были до эксперимента. Дети не только соблюдают правила нравственного поведения (благодарят за услугу, становятся в очередь), но их отношения строятся на чувственной основе, они переживают, сочувствуют беде другого (пропускают без очереди маму с "больной дочкой"). Внимательно относятся к состоянию окружающих (Миша Х. увидел, что другому пациенту плохо и позвал на помощь; Юля Т., пропустила без очереди больную подругу).

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13

Материалы по педагогике:

Психолингвистические требования к методике обучения английскому языку как второму иностранному
Введение второго иностранного языка в школе означает, что образование становится многоязычным: родной язык, первый иностранный, второй иностранный образуют уникальное лингвистическое явление – триглоссию. Вместе с тем, поскольку обучение любому языку неразрывно связано с культурой страны изучаемого ...

Экспериментальное изучение особенностей словесной памяти у детей с нарушениями слуха
В данной работе был проведен двухмесячный (июль - август 2007 года) эксперимент по выявлению особенностей словесной памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. в условиях дошкольного образовательного учреждения. Эмпирическое исследование проводилось в старших группах ДОУ Комбинированно ...

Применение стратегий педагогической поддержки в работе с конкретными учащимися
Внедрение стратегий педагогической поддержки необходимо начинать с анализа конкретной группы учащихся. Провести оценки эмоционального состояния класса и по итогу сделать вывод о необходимости педагогической поддержки. Для оценки психо-эмоционального состояния конкретной группы учащихся можно исполь ...

Разделы

© 2018 Copyright www.briefeducation.ru