Иркутский государственный университет учрежден 27 октября 1918 года. Его открытие положило начало высшему образованию в Сибири и на Дальнем Востоке. Университет сразу стал главным образовательным, научным и культурным центром на огромной территории от Енисея до Тихого океана.
Сегодня Иркутский государственный университет является крупным научным и образовательным учреждением естественно-научного и гуманитарного профилей. Образовательный комплекс включает 5 учебных институтов, 10 факультетов, 2 филиала, Научную библиотеку - одну из крупнейших вузовских библиотек России, аспирантуру, магистратуру, докторантуру и Иркутский виртуальный университет, являющийся базовым в регионе.
В настоящее время в структуре университета 8 крупных научных подразделений: научно-исследовательская часть (НИЧ), 3 научно-исследовательских института (прикладной физики, нефте- и углехимического синтеза, биологии), Центр новых информационных технологий (ЦНИТ), НОЦ «Байкал», Межрегиональный институт общественных наук (МИОН), научно-исследовательский центр «Байкальский регион».
Свыше 18 тысяч студентов осваивают программы 52 специальностей и направлений, каждый из них имеет возможность вести научно-исследовательскую работу под руководством ученых, имеющих международную известность.
Численность профессорско-преподавательского состава - 888 человек, в том числе 154 доктора наук, профессоров, 440 кандидатов наук, 3 академика, 2 члена-корреспондента РАН, 3 заслуженных учителя РФ, 27 человек - действительные члены отраслевых и общественных академий.
Существует Научная библиотека ИГУ – одна из крупнейших вузовских библиотек России, зональный методический центр для библиотек учебных заведений Восточной Сибири. Расположена в 3-х отдельных зданиях и 8 учебных корпусах.
Большое внимание уделяется довузовской подготовке будущих студентов. В структуре ИГУ есть Лицей, осуществляющий профильное обучение учащихся 9-11 классов по различным направлениям. Две трети преподавателей Лицея - доценты и профессора университета, которые не только проводят занятия и практикумы в Лицее, но и помогают большинству учащихся сделать первые шаги в науке, познать радость исследования. Педагогический коллектив Лицея, работая в тесном контакте с сотрудниками лаборатории педагогического творчества ИГУ, ставит основной целью создание условий выявления, адаптации непрерывного развития творческого потенциала и способностей учащихся и формирования профессионально ориентированной гармонично развитой личности в рамках системы непрерывного образования "Школа - вуз - наука". Университет имеет целую сеть базовых инновационных средних общеобразовательных учебных заведений, учебные планы и программы которых, (особенно вариативной части) разработаны совместно с кафедрами университета, а преподаватели факультетов не только ведут занятия, но и участвуют в различного уровня итоговых аттестациях и контролях. Большую роль в ранней профориентациии учащихся играет воскресный колледж ИГУ, некоторые отделения которого имеют и дистанционную форму обучения. Ежегодно его оканчивают около 700 учащихся. По статистике треть студентов факультетов естественно - математического профиля прошли различные формы довузовской подготовки в университете. Большую работу проводят факультеты и институты ИГУ по выявлению и поддержке одаренных детей; более сорока лет совместно с Главным управлением общего и профессионального образования администрации Иркутской области проводятся областные предметные олимпиады, большинство победителей и призеров которых выбирают для получения высшего образования Иркутский государственный университет. Большой популярностью пользуется Летняя школа, где отдыхают и под руководством ученых и студентов ИГУ занимаются любимой наукой победители и призеры Областной олимпиады сельских школьников (более 120 учащихся ежегодно). Преподаватели университета активно участвуют в проведении регионального тура Международного конгресса молодых исследователей "Шаг в будущее", региональной научно-практической конференции старшеклассников "В мир поиска, в мир творчества, в мир науки". Каждый пятый студент ИГУ-участник этих форумов.
Материалы по педагогике:
Принципы обучения как категория дидактики
Процесс обучения, являясь составной частью целостного педагогического процесса, в современном образовании, в том числе и дошкольном, направлен на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Обобщенный опыт организации занятий по усвоению основ науки показывает, что для обеспечения ед ...
Эмпирическое исследование развития произвольного внимания у старшего
дошкольника средствами занимательного математического материала
Данная работа написана на основе экспериментальной работы, проводимой в ДОУ №19 «Солнышко» г. Кирово-Чепецка. Нами была предпринята попытка изложить исследования деятельности педагога-психолога по развитию произвольного внимания у старшего дошкольника посредством занимательного математического мате ...
Уровни познавательной активности
Низкий уровень. Учащимся с данным уровнем познавательной активности не свойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления со стороны учителя. При восприятии учебной задачи эти учащиеся ...