BriefEducation
Образование: теория и практика » Воспитательная работа в Сургутском государственном педагогическом университете » Теоретическое и нормативно-правовое обоснование воспитательной работы в вузе

Теоретическое и нормативно-правовое обоснование воспитательной работы в вузе

Феномен воспитания многогранен, многофункционален, поэтому в педагогической литературе можно встретить множество его определений. В широком смысле большинство ученых рассматривают его как воздействие на личность в целом, а в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную формировать у воспитуемых систему качеств личности, взглядов и убеждений. Современная педагогика воспитание рассматривает не как прямое воздействие на воспитанника, а социальное взаимодействие различных субъектов – индивидуальных, групповых и условно-социальных институтов воспитания. При этом важнейшим результатом воспитания должна стать готовность и способность личности к самообразованию.

В психологическом словаре воспитание рассматривается как планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, принципов, ценностных ориентаций. Авторы типовой концепции воспитания студентов вузов РФ Лисовский В.Т. и Евдокимов А.Н. общую цель воспитания студентов видят во всестороннем развитии личности будущего конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего социальной активностью и качествами гражданина России, высокой общей культурой российского интеллигента, направленной на социализацию выпускника вуза. Воспитание студентов вуза рассматривается как вид целенаправленной, практической, совместной деятельности преподавателей и студентов по формированию у вторых определенной системы взглядов и качеств личности для адаптации их к жизни в обществе.

Почетная миссия преподавателя высшей школы отмечена и в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1996), в котором воспитание определяется как профессиональная обязанность каждого педагога.

В вузе становление студента как активного субъекта должно происходить в процессе взаимодействия с преподавателем, быть той компонентой, которую необходимо развивать и сохранять, обеспечивая переход от привычной ориентации на «воздействие» к «взаимодействию». Воспитательная работа не должна строиться как набор формальных мероприятий, а являться проявлением нравственно-профессиональной позиции, гражданской ответственности преподавателей при выполнении должностных обязанностей.

Согласно Закону РФ «Об образовании», основными целями воспитательного процесса в государственном вузе должно быть выполнение государственного заказа. Основной акцент делается на воспитании у обучающихся гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Закон «О высшем и послевузовском образовании» определяет следующие воспитательные задачи вуза:

· удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего образования

· формирование у студентов гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократизации

· сохранение и преумножение нравственных, культурных и научных ценностей.

Стратегия молодежной политики в РФ (2006–2016 гг.) определяет три приоритетных направления:

· информирование молодежи о потенциальных возможностях развития России и вовлечение ее в социальную практику

· развитие инновационной активности молодежи

· интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

На федеральном уровне приняты программы «Молодежь России», «Патриотическое воспитание граждан в Российской Федерации», Программа развития воспитания в системе образования России», «Формирование установок толерантности сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе», «Рекомендации по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» и т.д.

Программа «Молодежь Югры на 2006–2008 годы» определяет в качестве приоритетных следующие задачи: формирование духовных и нравственных ценностей, обеспечивающих социальную активность, самоопределение и полноценную самореализацию молодежи; поддержка профессионального становления и роста, деловой активности молодежи; создание условий формирования благоприятной социальной среды для социального и личностного развития молодежи. Таким образом, необходимость совершенствования форм и методов воспитательной работы со студентами подтверждается не только реалиями сегодняшнего дня, но и нормативно-правовыми документами федерального и окружного значения.

Материалы по педагогике:

Финансирование системы образования в целом
В развитых странах мира финансирование системы образования традиционно являются важнейшим вопросом государственной политики. Расходы на сферу образования составляют приоритетную статью расходов национальных бюджетов, а экономика образования представляет важнейший сектор национальной экономики. И эт ...

Виды и тактики педагогической поддержки школьников
Единый государственный экзамен может вызвать не только тревожность, неуверенность у старшеклассников, но для некоторых нервный срыв. Поэтому, повышение качества подготовки учащихся к единому экзамену невозможно без осуществления целенаправленной педагогической поддержки. Педагогическую поддержку оп ...

Виды, механизмы готовности ребенка к школе
Рассмотрим некоторые виды готовности к школьному обучению: 1) Личностная готовность к школьному обучению. Формирование внутренней позиции школьника. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к "серьезным" занятиям, "ответственным" п ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru