BriefEducation
Образование: теория и практика » Воспитательная работа в Сургутском государственном педагогическом университете » Теоретическое и нормативно-правовое обоснование воспитательной работы в вузе

Теоретическое и нормативно-правовое обоснование воспитательной работы в вузе

Феномен воспитания многогранен, многофункционален, поэтому в педагогической литературе можно встретить множество его определений. В широком смысле большинство ученых рассматривают его как воздействие на личность в целом, а в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную формировать у воспитуемых систему качеств личности, взглядов и убеждений. Современная педагогика воспитание рассматривает не как прямое воздействие на воспитанника, а социальное взаимодействие различных субъектов – индивидуальных, групповых и условно-социальных институтов воспитания. При этом важнейшим результатом воспитания должна стать готовность и способность личности к самообразованию.

В психологическом словаре воспитание рассматривается как планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, принципов, ценностных ориентаций. Авторы типовой концепции воспитания студентов вузов РФ Лисовский В.Т. и Евдокимов А.Н. общую цель воспитания студентов видят во всестороннем развитии личности будущего конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего социальной активностью и качествами гражданина России, высокой общей культурой российского интеллигента, направленной на социализацию выпускника вуза. Воспитание студентов вуза рассматривается как вид целенаправленной, практической, совместной деятельности преподавателей и студентов по формированию у вторых определенной системы взглядов и качеств личности для адаптации их к жизни в обществе.

Почетная миссия преподавателя высшей школы отмечена и в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1996), в котором воспитание определяется как профессиональная обязанность каждого педагога.

В вузе становление студента как активного субъекта должно происходить в процессе взаимодействия с преподавателем, быть той компонентой, которую необходимо развивать и сохранять, обеспечивая переход от привычной ориентации на «воздействие» к «взаимодействию». Воспитательная работа не должна строиться как набор формальных мероприятий, а являться проявлением нравственно-профессиональной позиции, гражданской ответственности преподавателей при выполнении должностных обязанностей.

Согласно Закону РФ «Об образовании», основными целями воспитательного процесса в государственном вузе должно быть выполнение государственного заказа. Основной акцент делается на воспитании у обучающихся гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Закон «О высшем и послевузовском образовании» определяет следующие воспитательные задачи вуза:

· удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего образования

· формирование у студентов гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократизации

· сохранение и преумножение нравственных, культурных и научных ценностей.

Стратегия молодежной политики в РФ (2006–2016 гг.) определяет три приоритетных направления:

· информирование молодежи о потенциальных возможностях развития России и вовлечение ее в социальную практику

· развитие инновационной активности молодежи

· интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

На федеральном уровне приняты программы «Молодежь России», «Патриотическое воспитание граждан в Российской Федерации», Программа развития воспитания в системе образования России», «Формирование установок толерантности сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе», «Рекомендации по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» и т.д.

Программа «Молодежь Югры на 2006–2008 годы» определяет в качестве приоритетных следующие задачи: формирование духовных и нравственных ценностей, обеспечивающих социальную активность, самоопределение и полноценную самореализацию молодежи; поддержка профессионального становления и роста, деловой активности молодежи; создание условий формирования благоприятной социальной среды для социального и личностного развития молодежи. Таким образом, необходимость совершенствования форм и методов воспитательной работы со студентами подтверждается не только реалиями сегодняшнего дня, но и нормативно-правовыми документами федерального и окружного значения.

Материалы по педагогике:

Особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста
С психологической точки зрения начальная школа также как и дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей, обусловлено это характерными особенностями возраста. Дети младшего школьного возраста чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать ок ...

Роль музыкально-ритмических занятий в формировании интонационной выразительности речи в школе слабослышащих
Трудно не согласиться с мнением одного из педагогов современности, занимающегося обучением неслышащих детей И.С. Белик, «конечно же, музыка нужна любому человеку. Она развивает интонацию речи, слух, голос, темп, дыхание, память. Пластику движений, чувства, творческий потенциал. При том не только те ...

Особенности развития познавательных психических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР
При нормальном речевом развитии дети к 5 годам. свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение ...

Разделы

© 2020 Copyright www.briefeducation.ru