Проанализируем таблицу 4 и рассмотрим, на что дети опирались при толковании слов:
мочи нет: получено 7 ответов, при этом 1 ребенок (Оля Е.6.0.) опирается на основной семантический компонент толкования слова в словаре - сил нет, сужая значение этого слова за счет добавления действия с помощью глагола идти: мочи нет идти;
1 ребенок (Лера С.6.4.) при толковании опирается на жизненный опыт: сухо в горле, хочется попить побыстрей; можно предположить, что остальные 5 детей (Полина Б.6.8., Вика С.6.6., Никита К.6.0., Катя К.6.1., Маша К.6.8.) опираются и на контекст сказки, и на второстепенный семантический компонент толкования слова мочи нет в словаре - нет терпения сделать что-либо, кроме того, расширяют значение слова: не может терпеть, очень хочется пить.
То есть, почти все дети правильно толкуют значение данного слова.
ведомо: опрошено 7 детей, получено 5 ответов, 2 ребенка (Вика С.6.6., Никита К.6.0.) не знают значение слова, остальные 5 детей (Полина Б.6.8., Катя К.6.1., Маша К.6.8., Оля Е.6.0., Лера С.6.4.) правильно понимают слово, опираются на контекст и на основной семантический компонент толкования слова ведомо в словаре - известно, знамо: знал, при этом 1 ребенок (Маша К.6.8.) добавляет описание действию, которое будет произведено: козленочек знал, что ведьма утопит Аленушку.
То есть, можно сделать вывод о том, что большая часть детей правильно толкует значение данного слова.
хоромы: получено 7 ответов, из них 4 ребенка (Полина Б.6.8., Вика С.6.6., Никита К.6.0., Катя К.6.1.) при толковании используют слова одной лексико-семантической группы - дом, при этом устаревшее слово хоромы они заменяют современным словом - дом, то есть у всех 4 детей наблюдается синонимичная замена слова и добавление описательных эпитетов: красивый, богатый, большой дом;
3 детей (Маша К.6.8., Оля Е.6.0., Лера С.6.4.) при толковании устаревшего слова хоромы используют еще одно устаревшее слово: палаты, царский, царь.
То есть, дети понимают значение слова хоромы на основе контекста.
Проанализировав особенности толкования устаревших слов детьми, мы выяснили, что без наглядной опоры дети не могут дать правильное толкование многим словам. Особенности толкования слов детьми, полученные, в ходе исследования, совпадают с типичными особенностями толкования слов старшими дошкольниками, которые рассмотрены безотносительно к устаревшей лексике.
Задание 2
Подготовка исследования
Подобрали с учетом возраста детей незнакомую им репродукцию сюжетной картины В.М. Васнецова "Богатыри".
Составили словник устаревших слов, используя справочник В.И. Даля. [Даль 2000]
Проведение исследования
Эксперимент проводился с детьми 6-7 лет индивидуально.
Выясняли, какое толкование дети дадут словам: кольчуга, шлем, палица, колчан, богатырь.
Ребенку предлагалось посмотреть на картину, и затем спрашивали: "Что обозначает это слово?" Ответ записывали, а затем объясняли ребенку устаревшее слово по словарю.
Обработка данных
Ответы детей занесли в таблицу 5.
Материалы по педагогике:
Организация и проведение констатирующего эксперимента на уроке трудового
обучения в 1-ом классе: контрольная работа
Для определения возможности использования способов проверки и контроля по трудовому обучению, эффективности, валидности и доступности этих способов был проведён констатирующий эксперимент в виде контрольной работы по трудовому обучению в рамках текущего контроля в 1 классе средней школы № 618 в кон ...
Требования к уроку
· Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса. Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок ...
Понятие текстовой задачи и ее роли в курсе
математики
Решая задачи, учащиеся приобретают новые математические знания, готовятся к практической деятельности. Задачи способствуют развитию их логического мышления. Большое значение имеет решение задач и в воспитании личности учащихся. Поэтому важно, чтобы учитель имел глубокие представления о текстовой за ...