В практической части выпускной квалификационной работы мы поставили цель: выявить особенности толкования устаревшей лексики старшими дошкольниками.
В ходе достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования:
На I этапе - констатирующий эксперимент (опрос детей);
На II этапе - анализ продуктов детской деятельности (рисунков, рассказов);
На III этапе - анкетирование родителей и педагогов.
Исследование проводилось в ДОУ № 6 г. Вологды в сентябре 2006г.
Участвовали в эксперименте - 10 детей подготовительной группы, в анкетировании: их родители и педагоги ДОУ.
На I этапе нашего исследования мы провели констатирующий эксперимент (опрос детей), который состоял из двух заданий.
Цель эксперимента: выяснить особенности толкования устаревших слов детьми.
Задание 1
Подготовка исследования
Подобрали русские народные сказки в соответствии с возрастом детей и наличием устаревших слов. Составили по каждой сказке словник, выяснив значение устаревшего слова по словарю В.И. Даля [Даль 2000]. Подобрали картинки, иллюстрации, соответствующие словарному материалу.
Проведение исследования
Исследование проводилось несколько дней с группой детей 6-7 лет и состояло из 4 серий.
Первая серия
Выяснили, какое толкование дети дадут словам без наглядной опоры. Им выразительно читали сказку А.С. Пушкина "Сказка о попе и о работнике его Балде". Когда в тексте встречалось незнакомое устаревшее слово (толоконный лоб, полба, тягаться, оброк корячиться), мы останавливались и спрашивали по очереди детей: "Что обозначает это слово?". Ответы детей записывали, а затем объясняли слово по словарю и показывали картинку, иллюстрацию. Затем чтение продолжали.
Обработка данных 1-ой серии эксперимента
Полученные нами данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Толкование устаревших слов детьми в сказке А.С. Пушкина "Сказка о попе и работнике его Балде"
Произведение |
Устаревшее слово |
Толкование по словарю |
Имена детей, участвующих в опросе | ||||
Лера Р. (6.6) |
Рома М. (6.6) |
Саша К. (6.4) |
Сережа С. (6.7) |
Маша К. (6.8) | |||
А.С. Пушкин "Сказка о попе и работнике его Балде" |
Толоконный лоб |
Дурак; толокно - мука из толченого овса |
злой |
Никогда не хотел работать и балдел |
Крестик носит |
Один глаз на лбу |
Лоб измазали толокном |
полба |
Разновидность пшеницы (вареная полба - каша из пшена) |
Рожки с котлетой |
Каша |
Каша рисовая |
Суп молочный с рисом |
Каша гречневая с сосиской | |
тягаться |
Пытать силы, перетягивая друг друга рука в руку, либо через палку; спорить и судиться за обиду, за имущество |
Это бой, когда не помириться |
Меня не догнать |
Значит меня не победить, не перегнать |
Соревноваться |
Чтобы за ним ходил | |
оброк |
Денежный или натуральный сбор, который брали с крестьян при крепостном праве |
Золота целый мешок |
Богатство |
Деньги |
Золото |
Мешок с золотом | |
корячиться |
Ходить на четвереньках |
Нагибается и идет потихоньку или ползет |
Прячется, чтобы не нашли его |
Прячется |
Боится |
Нагибается |
Материалы по педагогике:
Пословицы как жанр фольклора
М. Шолохов писал, что «величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не ...
Методические рекомендации к изучению темы
Существенной особенностью данного курса геометрии является сравнительно раннее введение понятия площади многоугольника. Это обеспечивает ряд методических преимуществ в построении курса, о которых будет сказано ниже. С понятием площади и формулами для вычисления площадей некоторых фигур (круг и прям ...
Модельное занятие №2 Использование инновационных образовательных технологий
в учебном процессе: проблемы и перспективы
1. Прочтите текст одного кейса (на выбор), проявите, какие образовательные технологии используют педагоги при организации учебного процесса 2. Чем, по вашему мнению, обоснован выбор преподавателем той, или иной технологии 3. В чём специфика, характерные особенности технологий, используемых преподав ...