BriefEducation
Образование: теория и практика » Особенности усвоения значения старых слов детьми старшего дошкольного возраста » Особенности толкования устаревшей лексики детьми старшего дошкольного возраста

Особенности толкования устаревшей лексики детьми старшего дошкольного возраста

Страница 2

Проанализируем таблицу 1 и рассмотрим, на что дети опирались при толковании слов:

толоконный лоб: получено 5 ответов, из них двое детей

опираются на содержание сказки и жизненный опыт: крестик носит; не хотел работать и балдел;

1 ребенок (Сережа С.6.7.) при толковании слова устанавливает ассоциацию со сказочным персонажем - Циклопом: один глаз на лбу;

у 2-х детей (Лера Р.6.6., Маша К.6.8.) неправильное понимание слова, далекое от реального и объяснение его следующим образом: толоконный лоб - это злой человек; человек, которому лоб измазали толокном.

То есть, можно сделать вывод, что все дети неправильно толкуют данное устаревшее слово.

полба: получено 5 ответов, из них трое детей при толковании используют слова одной лексико-семантической группы - каша: каша рисовая, каша гречневая;

двое детей ассоциируют слово полба с пищей: рожки с котлетой; суп молочный с рисом.

Таким образом, при толковании слова все дети опираются на контекст и вареную полбу ассоциируют с любым первым или вторым блюдом.

тягаться: получено пять ответов, из них 1 ребенок не понимает значения слова (чтоб за ним ходил);

4 детей понимают силовой компонент, элемент соревновательности и опираются при толковании на него и на основной семантический компонент толкования слова в словаре - пытать силу: не догнать; не победить, не перегнать; соревноваться; это бой, когда не помириться.

То есть, в основном все дети понимают значение слова тягаться.

оброк: получено 5 ответов, из них все дети, опираясь на контекст сказки, понимают, что оброк представляет собой какую-то ценность: золото, богатство, деньги; кроме того, из них 2 детей при толковании слова опираются на созвучие для непроизводного слова: оброк - мешок.

То есть, дети не понимают значение слова оброк.

корячиться: получено 5 ответов, из них 4 детей глагол корячиться заменяют глаголом действия - нагибается, ползет, прячется, при этом 2 детей устаревшее слово при толковании используют в расширенном значении: прячется, чтобы не нашли его; нагибается и идет потихоньку;

1 ребенок глагол корячиться заменяет глаголом, обозначающим состояние человека во время страха - боится.

То есть, слово корячиться дети тоже толкуют неправильно

Проанализировали особенности толкования устаревших слов детьми и выяснили, что без наглядной опоры дети не могут дать правильное толкование многим словам, у детей присутствуют как одинаковые, так и совершенно разные ответы (оброк - это золото, золота целый мешок; богатство, деньги).

Вторая серия

Ход исследования аналогичный первой серии. Читали произведение А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане…". Выясняли, какое толкование дети дадут словам: пир, не тужи, дивятся (корабельщики), чудо, в свой удел (через море улетел).

Обработка данных 2-ой серии эксперимента

Полученные нами данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Толкование устаревших слов детьми в сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане"

Произведение

Устаревшее

слово

Толкование

по словарю

Имена детей, участвующих в опросе

Оля Е.

(6.0)

Катя К.

(6.1)

Рома М.

(6.6)

Аня П.

(6.0)

Лера Ст.

(6.4)

А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане"

В свой удел

(через море улетел)

Княжество, область, владения князя

В свое царство улетел

Домой полетел

В свой город, откуда прилетел

К своей маме улетел

По своим делам полетел

Чудо

Всякое явление, которое мы не умеем объяснить

Видят, что происходят такие чудеса, которых не бывает, они придуманы

Это прелесть, невозможно оторвать от нее глаз

Это то, что никогда, нигде, ни в мире, ни в городах никто не видел

Это очень красиво

Первый раз это увидели

(корабельщики)

дивятся

От слова "диво" - чудо, диковина, вещь или дело редкое, удивительное

Чудеса видят

Никогда не видели этого

Очень красивый остров

Первый раз такое увидели

Удивляются

Не тужи

Тужить, горевать, печалиться, жалеть

Не плачь

Не волнуйся, не болей

Не пугайся, не дрожи

Не грусти

Не расстраивайся

Пир

Многолюдное угощение, большой званный обед, ужин, иногда с музыкой, плясками и др. потехами

Праздник, веселье, костюмы одевают

Когда много вкусного на столе

Концерт показывают, вино пьют, песни поют

Песни поют

К нему готовятся, все покупают, наряжаются, маски одевают

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста
С психологической точки зрения начальная школа также как и дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей, обусловлено это характерными особенностями возраста. Дети младшего школьного возраста чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать ок ...

Тенденции развития инноваций в условиях модернизации образования
Специфика инновационной деятельности порождает определённый тип личности. В условиях модернизации школы мы всё чаще выделяем значимые черты современной личности: открытость экспериментам, инновациям, изменениям; планирование будущих действий для достижения целей, как в общественной, так и в личной ...

Начальный детский лексикон
Активный и пассивный словарь ребенка исследовали Г.М. Лямина, Ф.И. Фрадкина, Р.Л. Розенгард-Пупко, С.Н. Цейтлин и другие. Они отмечали тот факт, что между продуцированием и восприятием речи существует значительный разрыв. Выделяют две стороны речи: пассивную (восприятие и понимание) и активную (про ...

Разделы

© 2018 Copyright www.briefeducation.ru