BriefEducation
Образование: теория и практика » Особенности усвоения значения старых слов детьми старшего дошкольного возраста » Особенности толкования устаревшей лексики детьми старшего дошкольного возраста

Особенности толкования устаревшей лексики детьми старшего дошкольного возраста

Страница 7

Проанализируем таблицу 5 и рассмотрим, на что дети опирались при толковании слов:

кольчуга: получено 5 ответов, из них все 5 детей (Маша К.6.8., Оля Е.6.0., Саша К.6.4., Егор С.6.1., Сережа С.6.7.) с одной стороны понимают, что кольчуга - это одежда и используют при толковании слова одну лексико-семантическую группу, а с другой стороны, у 4 детей (Оля Е.6.0., Саша К.6.4., Маша К.6.8., Сережа С.6.7.) значение слова кольчуга в языковом сознании сужено - слово понимается как костюм для богатырей, при чем уточняется, что он из металла или железа;

1 ребенок (Егор С.6.1.) при толковании расширяет значение слова и дает характеристику кольчуге: защищает и колется, можно предположить, что ребенок имеет ввиду металлические кольца, из которых сделана кольчуга.

То есть, все дети понимают значение данного слова при опоре на наглядность.

шлем: получено 5 ответов, из них все 5 детей понимают значение этого слова, кроме того, 1 ребенок (Маша К.6.8.) дает при толковании слова шлем современную дополнительную информацию: чтобы при битве не попали микробы в голову; 3 ребенка (Оля Е.6.0., Саша К.6.4., Сережа С.6.7.) при толковании опираются на слова одной лексико-семантической группы - шапка, и расширяют значение слова; 1 ребенок (Егор С.6.1.) слово шлем заменяет современным словом каска.

То есть, при опоре на наглядность все дети дают правильное толкование устаревшему слову шлем.

палица: получено 5 ответов, из них 4 ребенка (Маша К.6.8., Саша К.6.4., Егор С.6.1., Сережа С.6.7.) опираются на созвучие палица - палка, кроме того, на слова одной лексико-семантической группа - палка, и еще пытаются добавить, пояснить назначение палицы, расширяя ее значение: палка, которой бьют того, кто захочет завладеть нашей землей; убивают врага, плохого человека; 1 ребенок (Оля Е.6.0.) опирается на основной семантический компонент толкования слова палица в словаре - дубина; кроме того 2 детей (Саша К.6.4., Егор С.6.1.) добавляют описание палицы: палка с колючками; на конце с шариком и колючками.

То есть, при опоре на наглядность все дети дают правильное толкование устаревшему слову палица.

колчан: получено 5 ответов, все 5 детей правильно понимают значение слова, опираются на основной семантический компонент толкования слова колчан в словаре - сумка, для стрел; кроме того, один ребенок (Маша К.6.8.) расширяет назначение колчана и определяет его для хранения оружия: и стрел, и мечей для боя.

богатырь: получено 5 ответов, все 5 детей хорошо знают и правильно толкуют значение слова по словарю богатырь - воин, но не называют это слово, а дают ему описательные эпитеты: сильный, смелый, умный, храбрый, честный человек; из них 2 ребенка (Оля Е.6.0., Сережа С.6.7.) расширяют значение слова богатырь, добавляя при этом его функцию - защищать землю и всех наших людей.

Проанализировав особенности толкования устаревших слов детьми, мы выяснили, что наглядность помогает детям понять значение слова. У детей присутствуют также как одинаковые, так и совершенно разные ответы (колчан - это сумка для ножей и стрел; сумка - футляр для стрел; мешочек на длинной веревке).

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Материалы по педагогике:

Качество повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вуза
В современных условиях к научно-педагогическим кадрам вузов предъявляются требования высоких профессиональных знаний и навыков, владения передовыми педагогическими методами и технологиями, а также осознанной личной ответственностью за качество образования, формирование творческих, всесторонне разви ...

Вопросы методики изучения элементов наглядной геометрии
Особое содержание геометрического материала, включенного в программу и реализованного в системе тщательно отобранных задач, направлено на формирование достаточно полной системы геометрических представлений (включающей образы геометрических фигур, их элементов, отношений между фигурами, их элементам ...

Понятие алгоритмического исполнителя
Под алгоритмом понимают точное и понятное предписание (указание) исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или на решение поставленной задачи. Указание на выполнение каждого отдельного действия будем называть командой. К понятию алгоритма примыкает ...

Разделы

© 2025 Copyright www.briefeducation.ru