BriefEducation
Образование: теория и практика » Особенности усвоения значения старых слов детьми старшего дошкольного возраста » Особенности толкования устаревшей лексики детьми старшего дошкольного возраста

Особенности толкования устаревшей лексики детьми старшего дошкольного возраста

Страница 7

Проанализируем таблицу 5 и рассмотрим, на что дети опирались при толковании слов:

кольчуга: получено 5 ответов, из них все 5 детей (Маша К.6.8., Оля Е.6.0., Саша К.6.4., Егор С.6.1., Сережа С.6.7.) с одной стороны понимают, что кольчуга - это одежда и используют при толковании слова одну лексико-семантическую группу, а с другой стороны, у 4 детей (Оля Е.6.0., Саша К.6.4., Маша К.6.8., Сережа С.6.7.) значение слова кольчуга в языковом сознании сужено - слово понимается как костюм для богатырей, при чем уточняется, что он из металла или железа;

1 ребенок (Егор С.6.1.) при толковании расширяет значение слова и дает характеристику кольчуге: защищает и колется, можно предположить, что ребенок имеет ввиду металлические кольца, из которых сделана кольчуга.

То есть, все дети понимают значение данного слова при опоре на наглядность.

шлем: получено 5 ответов, из них все 5 детей понимают значение этого слова, кроме того, 1 ребенок (Маша К.6.8.) дает при толковании слова шлем современную дополнительную информацию: чтобы при битве не попали микробы в голову; 3 ребенка (Оля Е.6.0., Саша К.6.4., Сережа С.6.7.) при толковании опираются на слова одной лексико-семантической группы - шапка, и расширяют значение слова; 1 ребенок (Егор С.6.1.) слово шлем заменяет современным словом каска.

То есть, при опоре на наглядность все дети дают правильное толкование устаревшему слову шлем.

палица: получено 5 ответов, из них 4 ребенка (Маша К.6.8., Саша К.6.4., Егор С.6.1., Сережа С.6.7.) опираются на созвучие палица - палка, кроме того, на слова одной лексико-семантической группа - палка, и еще пытаются добавить, пояснить назначение палицы, расширяя ее значение: палка, которой бьют того, кто захочет завладеть нашей землей; убивают врага, плохого человека; 1 ребенок (Оля Е.6.0.) опирается на основной семантический компонент толкования слова палица в словаре - дубина; кроме того 2 детей (Саша К.6.4., Егор С.6.1.) добавляют описание палицы: палка с колючками; на конце с шариком и колючками.

То есть, при опоре на наглядность все дети дают правильное толкование устаревшему слову палица.

колчан: получено 5 ответов, все 5 детей правильно понимают значение слова, опираются на основной семантический компонент толкования слова колчан в словаре - сумка, для стрел; кроме того, один ребенок (Маша К.6.8.) расширяет назначение колчана и определяет его для хранения оружия: и стрел, и мечей для боя.

богатырь: получено 5 ответов, все 5 детей хорошо знают и правильно толкуют значение слова по словарю богатырь - воин, но не называют это слово, а дают ему описательные эпитеты: сильный, смелый, умный, храбрый, честный человек; из них 2 ребенка (Оля Е.6.0., Сережа С.6.7.) расширяют значение слова богатырь, добавляя при этом его функцию - защищать землю и всех наших людей.

Проанализировав особенности толкования устаревших слов детьми, мы выяснили, что наглядность помогает детям понять значение слова. У детей присутствуют также как одинаковые, так и совершенно разные ответы (колчан - это сумка для ножей и стрел; сумка - футляр для стрел; мешочек на длинной веревке).

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Материалы по педагогике:

Содержание обучения английскому языку как второму иностранному
В настоящее время данные физиологии и психологии позволяют сделать достаточно аргументированный вывод о том, что овладение вторым языком – это не просто накапливание языкового материала в результате подбора лексических единиц, ситуаций и усвоения грамматических форм и структур, а перестройка речевы ...

Методы изучения семьи ученика
Наблюдение. Учитель наблюдает за родителями во время посещения семьи, на классном собрании, в коллективных делах. Наблюдение за детьми может дать дополнительный материал для характеристики семьи. Например, учитель заметил, что ученик сторонится коллективных дел, не ходит с ребятами на мероприятия, ...

Структура системы образования Франции
Система образования Франции традиционно делится на три ступени, разделенные на циклы. Первая ступень представлена доначальным и начальным образованием, которое дети получают в школах двух типов: в материнской школе (école maternelles) и в начальной школе (école primaire). Особенностью ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru