BriefEducation
Образование: теория и практика » Особенности усвоения значения старых слов детьми старшего дошкольного возраста » Особенности толкования устаревшей лексики детьми старшего дошкольного возраста

Особенности толкования устаревшей лексики детьми старшего дошкольного возраста

Страница 7

Проанализируем таблицу 5 и рассмотрим, на что дети опирались при толковании слов:

кольчуга: получено 5 ответов, из них все 5 детей (Маша К.6.8., Оля Е.6.0., Саша К.6.4., Егор С.6.1., Сережа С.6.7.) с одной стороны понимают, что кольчуга - это одежда и используют при толковании слова одну лексико-семантическую группу, а с другой стороны, у 4 детей (Оля Е.6.0., Саша К.6.4., Маша К.6.8., Сережа С.6.7.) значение слова кольчуга в языковом сознании сужено - слово понимается как костюм для богатырей, при чем уточняется, что он из металла или железа;

1 ребенок (Егор С.6.1.) при толковании расширяет значение слова и дает характеристику кольчуге: защищает и колется, можно предположить, что ребенок имеет ввиду металлические кольца, из которых сделана кольчуга.

То есть, все дети понимают значение данного слова при опоре на наглядность.

шлем: получено 5 ответов, из них все 5 детей понимают значение этого слова, кроме того, 1 ребенок (Маша К.6.8.) дает при толковании слова шлем современную дополнительную информацию: чтобы при битве не попали микробы в голову; 3 ребенка (Оля Е.6.0., Саша К.6.4., Сережа С.6.7.) при толковании опираются на слова одной лексико-семантической группы - шапка, и расширяют значение слова; 1 ребенок (Егор С.6.1.) слово шлем заменяет современным словом каска.

То есть, при опоре на наглядность все дети дают правильное толкование устаревшему слову шлем.

палица: получено 5 ответов, из них 4 ребенка (Маша К.6.8., Саша К.6.4., Егор С.6.1., Сережа С.6.7.) опираются на созвучие палица - палка, кроме того, на слова одной лексико-семантической группа - палка, и еще пытаются добавить, пояснить назначение палицы, расширяя ее значение: палка, которой бьют того, кто захочет завладеть нашей землей; убивают врага, плохого человека; 1 ребенок (Оля Е.6.0.) опирается на основной семантический компонент толкования слова палица в словаре - дубина; кроме того 2 детей (Саша К.6.4., Егор С.6.1.) добавляют описание палицы: палка с колючками; на конце с шариком и колючками.

То есть, при опоре на наглядность все дети дают правильное толкование устаревшему слову палица.

колчан: получено 5 ответов, все 5 детей правильно понимают значение слова, опираются на основной семантический компонент толкования слова колчан в словаре - сумка, для стрел; кроме того, один ребенок (Маша К.6.8.) расширяет назначение колчана и определяет его для хранения оружия: и стрел, и мечей для боя.

богатырь: получено 5 ответов, все 5 детей хорошо знают и правильно толкуют значение слова по словарю богатырь - воин, но не называют это слово, а дают ему описательные эпитеты: сильный, смелый, умный, храбрый, честный человек; из них 2 ребенка (Оля Е.6.0., Сережа С.6.7.) расширяют значение слова богатырь, добавляя при этом его функцию - защищать землю и всех наших людей.

Проанализировав особенности толкования устаревших слов детьми, мы выяснили, что наглядность помогает детям понять значение слова. У детей присутствуют также как одинаковые, так и совершенно разные ответы (колчан - это сумка для ножей и стрел; сумка - футляр для стрел; мешочек на длинной веревке).

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Материалы по педагогике:

Профилактика травматизма как основное направление техники безопасности на уроках физической культуры
Профилактика детского травматизма – одна из важнейших задач современного общества. Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев при занятиях физической культурой является одной из важнейших задач преподавателей, директоров школ. Однако множество случаев нарушений организацио ...

Семинар как форма активизации познавательной деятельности
Видовые методы занятий носят целенаправленный характер и соответствуют определенным видам занятий, большинство из них включают семинары. Семинар - это: • «вид учебных занятий, обсуждение учащимися под руководством преподавателя подготовленных ими сообщений и докладов»; • «форма учебного процесса, п ...

Развитие волевого поведения детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
Рассмотрение развития волевого поведения детей дошкольного возраста как психолого-педагогической проблемы, я считаю целесообразным начать с рассмотрения этапов становления воли начиная с младенческого возраста. В этой связи будет более четко отслежено участие взрослого и педагогов в развитии интере ...

Разделы

© 2018 Copyright www.briefeducation.ru