BriefEducation
Образование: теория и практика » Особенности усвоения значения старых слов детьми старшего дошкольного возраста » Особенности толкования устаревшей лексики детьми старшего дошкольного возраста

Особенности толкования устаревшей лексики детьми старшего дошкольного возраста

Страница 8

Результаты опроса детей, зафиксированные в таблицах 1-5, позволили выделить индивидуальные особенности толкования устаревшей лексики двух детей (Оля Е.6.0., Маша К.6.8.), которые участвовали во всех трех сериях эксперимента.

Неодинаковые ответы наблюдались у Оли Е.: учитывая хорошую память ребенка, и возможность предположить, что она уже знакома со значением многих устаревших слов через разные источники информации, почти все слова, взятые для опроса, она понимает правильно, и поэтому толкование им дает точное, краткое, редко описательное; кроме того, она опирается на корневую морфему, строит при этом новое слово и правильно его объясняет - чудо - чудеса.

Маша К., в отличие от Оли Е., некоторые слова не понимает, хотя при этом использует опору на контекст произведения; она дает более описательно при толковании слова не только состояние действия, характеризует человека - богатыря, но и дает, как и простую, так и современную дополнительную информацию.

В одинаковых ответах того и другого ребенка удалось выявить следующие особенности: понимание значения слов по своему; всегда правильное толкование значение устаревших слов при опоре на наглядность, подборе синонимов, используют слова одной лексико-семантической группы; при толковании устаревшего слова используют еще одно устаревшее слово; сужают и расширяют значение слова при толковании; причем при использовании антонимов слово толкуют неправильно.

Таким образом, на основании полученных данных констатирующего эксперимента мы выявили некоторые особенности толкования устаревших слов старшими дошкольниками, и пришли к такому заключению, что при встрече с незнакомым устаревшим словом ребенок пытается понять значение и смысл, а для этого ему приходится выполнять сложную мыслительную операцию, в результате которой толкование слова производится доступными ребенку средствами.

Наиболее часто для толкования слов дети используют следующие способы:

1. Опора на созвучие для непроизводного слова.

Например: "оброк - мешок" - толкование неверное;

"палица - палка на конце с шариком и колючками" - толкование правильное;

"не тужи - это не дрожжи" - толкование неверное.

"дивятся - видели, увидели, видят" - толкование неверное.

Осмысление непонятных слов посредством хорошо известного слова, сходного с ним по звучанию, сближение слов по созвучию приводит к тому, что непонятное слово в сознании ребенка оказывается связанным с другими словами, разъясняющими его, причем оно может быть истолковано правильно и неправильно.

2. Если слово производное, то ребенок ищет производящую основу с ориентировкой на звукообразовательную сторону, и с помощью единого корня строит новое слово и объясняет значение слова правильно.

Например:

"дивятся - удивляются";

"чудо - чудеса".

3. Ассоциация по аналогии с другим словом, в результате толкование слова бывает правильным или неправильным.

Например:

"толоконный лоб - ассоциация с Циклопом" - ребенок объясняет так: это когда один глаз на лбу;

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Материалы по педагогике:

Здоровье младших подростков как педагогическая проблема
Ухудшение здоровья субъектов образовательного процесса стало на сегодняшний день не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Впервые этот вопрос был поднят именно в отношении учащихся. С тех пор он остается одним из наиболее актуальных вопросов школьного образования. Выделяют ря ...

Работа над текстом на старшей ступени обучения
Возможность развития устной речи на базе чтения никогда не вызывала сомнений. Многие современные зарубежные и советские методисты и преподаватели-практики рекомендуют и успешно используют чтение как средство обучения говорению на всех этапах и в разных условиях. Это особенно актуально сейчас в стар ...

Приемы организации умственных действий на уроках математики с детьми шестилетнего возраста
Развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения. Эта деятельность может быть репродуктивной и продуктивной. Они тесно связаны между собой, но в зависимости от того, какой вид деятельности преобладает, обучение оказывает различное влияние на развити ...

Разделы

© 2025 Copyright www.briefeducation.ru