Результаты опроса детей, зафиксированные в таблицах 1-5, позволили выделить индивидуальные особенности толкования устаревшей лексики двух детей (Оля Е.6.0., Маша К.6.8.), которые участвовали во всех трех сериях эксперимента.
Неодинаковые ответы наблюдались у Оли Е.: учитывая хорошую память ребенка, и возможность предположить, что она уже знакома со значением многих устаревших слов через разные источники информации, почти все слова, взятые для опроса, она понимает правильно, и поэтому толкование им дает точное, краткое, редко описательное; кроме того, она опирается на корневую морфему, строит при этом новое слово и правильно его объясняет - чудо - чудеса.
Маша К., в отличие от Оли Е., некоторые слова не понимает, хотя при этом использует опору на контекст произведения; она дает более описательно при толковании слова не только состояние действия, характеризует человека - богатыря, но и дает, как и простую, так и современную дополнительную информацию.
В одинаковых ответах того и другого ребенка удалось выявить следующие особенности: понимание значения слов по своему; всегда правильное толкование значение устаревших слов при опоре на наглядность, подборе синонимов, используют слова одной лексико-семантической группы; при толковании устаревшего слова используют еще одно устаревшее слово; сужают и расширяют значение слова при толковании; причем при использовании антонимов слово толкуют неправильно.
Таким образом, на основании полученных данных констатирующего эксперимента мы выявили некоторые особенности толкования устаревших слов старшими дошкольниками, и пришли к такому заключению, что при встрече с незнакомым устаревшим словом ребенок пытается понять значение и смысл, а для этого ему приходится выполнять сложную мыслительную операцию, в результате которой толкование слова производится доступными ребенку средствами.
Наиболее часто для толкования слов дети используют следующие способы:
1. Опора на созвучие для непроизводного слова.
Например: "оброк - мешок" - толкование неверное;
"палица - палка на конце с шариком и колючками" - толкование правильное;
"не тужи - это не дрожжи" - толкование неверное.
"дивятся - видели, увидели, видят" - толкование неверное.
Осмысление непонятных слов посредством хорошо известного слова, сходного с ним по звучанию, сближение слов по созвучию приводит к тому, что непонятное слово в сознании ребенка оказывается связанным с другими словами, разъясняющими его, причем оно может быть истолковано правильно и неправильно.
2. Если слово производное, то ребенок ищет производящую основу с ориентировкой на звукообразовательную сторону, и с помощью единого корня строит новое слово и объясняет значение слова правильно.
Например:
"дивятся - удивляются";
"чудо - чудеса".
3. Ассоциация по аналогии с другим словом, в результате толкование слова бывает правильным или неправильным.
Например:
"толоконный лоб - ассоциация с Циклопом" - ребенок объясняет так: это когда один глаз на лбу;
Материалы по педагогике:
Педагогическое просвещение родителей
Важнейшим аспектом педагогического просвещения семьи является повышение педагогической культуры родителей. В виду того, что в воспитании детей многое зависит и от семьи, от уровня педагогической образованности родителей, а только от школы и профессионализма педагогов, поэтому педагогическое просвещ ...
Педагогические идеи Платона
Древнегреческий философ-идеалист, идеолог рабовладельческой аристократии, Платон родился в знатной аристократической семье и получил блестящее для того времени образование. Автор многочисленных сочинений, Платон во многих из них говорил о воспитании. Свою систему взглядов на организацию воспитания ...
Психолингвистические требования к методике обучения английскому языку как
второму иностранному
Введение второго иностранного языка в школе означает, что образование становится многоязычным: родной язык, первый иностранный, второй иностранный образуют уникальное лингвистическое явление – триглоссию. Вместе с тем, поскольку обучение любому языку неразрывно связано с культурой страны изучаемого ...