BriefEducation
Образование: теория и практика » Особенности усвоения значения старых слов детьми старшего дошкольного возраста » Особенности толкования устаревшей лексики детьми старшего дошкольного возраста

Особенности толкования устаревшей лексики детьми старшего дошкольного возраста

Страница 9

"полба - ассоциация с пищей" - каша, суп молочный;

"лихо - ассоциация со злой мачехой".

4. Опора на жизненный опыт.

Например:

"мочи нет - сухо в горле, хочется побыстрей попить";

"толоконный лоб - поп носит крестик; ничего не хотел делать и балдел".

5. Опора на контекст.

Например:

Неверное понимание слова:

"оброк - мешок с богатством, золотом;

"вареная полба - суп молочный, каша гречневая".

Верное понимание слова:

"ведомо - знал";

"хоромы - дом".

6. Использование слов одной лексико-семантической группы.

Например:

"шлем - шапка";

"холсты - ткань, полотно";

"полба - каша";

"кольчуга - одежда".

7. Опора на основной и второстепенный семантический компонент толкования слова в словаре.

Например:

"палица - дубина";

"мочи нет - сил нет";

"бранить - обзывать";

"мочи нет - нет терпения сделать что-либо".

8. Опора на наглядность без которой почти невозможно ребенку объяснить значение многих устаревших слов, обозначающих более отдаленные от детей явления, предметы, действия в силу того, что они использовались в иные исторические времена.

Например:

"холсты - грубая льняная ткань, толстое полотно";

"хоромы - большой дом, имеет много комнат, предназначен для богатых людей".

9. Замена устаревшего слова современным словом, добавляя описательные эпитеты.

Например:

"пир - праздник";

"шлем - железная каска";

"хоромы - большой красивый дом".

10. Замена устаревшего слова антонимом дает неправильное толкование.

Например:

"чудо - очень красиво и неожиданно, не оторвать глаз".

11. Замена устаревшего слова синонимичными словами, при этом значение слова дети толкуют правильно.

Например:

"бранят - обзывают";

"не тужи - не грусти, не плачь, не расстраивайся".

12. При толковании устаревшего слова используют еще одно устаревшее слово.

Например:

"хоромы - палаты, царский, и дом, где царь живет".

13. При толковании слова дают современную дополнительную информацию.

Например:

"шлем - это, чтобы при битве микробы в голову не попали".

14. Сужение или расширение границ значений слов, их применение детьми, при этом происходит замена глагола активного действия другим глаголом, тоже действия или состояния человека, добавление описания действию, которое будет произведено (в расширенном значении).

Например:

"корячиться - прячется, чтобы его не нашли; нагибается и идет потихоньку";

"колчан - сумка для хранения не только стрел, но и ножей, мечей для боя".

Сужение значения устаревшего слова идет за счет, например, добавления глагола действия - идти или конкретно определен материал, из которого сделан костюм - из металла.

Например:

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Материалы по педагогике:

Финансирование по уровням образования
Финансовое состояние начальной школы считается вполне благополучным. Во-первых, система финансирования на этом уровне образования давно отлажена. Во-вторых, начальная школа является не столь капиталоемким сектором, как средняя и тем более высшая школа – крупные расходы (в 2002 г. – 29,7 млрд. евро ...

Формы и методы социально-педагогической поддержки
Вся воспитательная работа по социально-педагогической поддержки детей «группы риска» строится на следующих принципах: принцип уважения индивидуальности личности (если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются); принцип коллективной деятельности ...

Сценарий деловой игры «На тропе сотрудничества»
Цель: оптимизация взаимодействия взаимоотношений между педагогами и родителями. Задачи: сплочение родителей и педагогов, развитие сотрудничества; осознание общих задач, стоящих перед школой и семьей; развитие умений поставить себя на место другого человека; реализация творческих способностей. Катег ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru