Работа с задачами является важным аспектом обучения математики. Для эффективной работы необходимо, чтобы каждая задача давала пищу для интенсивной умственной деятельности учащихся, а ученик приступал к ее решению, рассчитывая на успех.
Вводить задачи в подготовительном классе целесообразно с некоторой задержкой, не раньше второй четверти.
На начальном этапе обучению решению задач строится рассказ по картинкам учебного пособия. Эти рассказы позволяют сформировать у детей умение выделять свойства предметов, отличать их существенные и несущественные свойства, способствуют формированию понятия об общих и отличительных свойствах, овладению математическим языком. Далее следует предлагать задания по выделению фигур из сложного чертежа. Задания дают возможность продвигать детей в умении анализировать и синтезировать объекты, сравнивать производимые действия и их результаты, способствуют расширению математического кругозора, формированию связной, грамотной речи.
Задания по преобразованию фигур. Чаще такие задания называют «геометрия на спичках». Задания этого вида можно разделить на две группы: а) преобразование фигур, достигаемое изменением числа палочек; б) преобразование фигур без изменения числа палочек. Однако решению основных групп заданий необходимо предпослать работу над заданиями, которые можно назвать вспомогательными, в ходе которых дети знакомятся с основными подходами к решению основных заданий.
Рассмотрим рассказ по рисунку. Здесь можно составить следующие рассказы:
На ветке висит 4 груши, а на земле лежат еще 2 груши. Всего нарисовано 6 груш.
Этот рассказ наиболее естественно передает то, что изображено на рисунке.
2. На ветке росло 6 груш. Подул ветер и две груши упали на землю, а 4 груши остались на ветке.
Второй рассказ в отличие от первого требует мыслительного обращения к ситуации. В основе второго рассказа лежит математическая операция – разбиение множества на два подмножества.
По мере продвижения от задания к заданию все большее место должна занимать самостоятельная деятельность учащихся.
Другой характер носит работа по двум связанным между собой рисункам. Разбор и истолкование рисунков позволяет сохраняя разносторонний подход к рассмотрению объектов, изображенных на рисунке, подвести учащихся к созданию текстов, которые являются задачами.
Во II и III четверти начинается работа, включающая анализ текста задачи и ее решения. Умение решать задачу закономерно вытекает из умения работать с текстом. Можно выделить четыре этапа решения задачи: понимание постановки задачи; составление плана решения; осуществление плана решения; анализ полученного решения. После того, как дети будут правильно делить задачу на части, вводят термин «условие задачи» и «вопрос задачи». Затем вводят понятия «данные» и «искомое».
Самое главное при решении задач не количество решенных однотипных задач, а осмысление содержание задачи, правильного логического рассуждения. Решение двух аналогичных задач следует разделять во времени.
При решении составленных задач в подготовительном классе необходима постановка вопросов в письменном или устном виде. Это позволяет более отчетливо осмыслить ход решения. Также необходимо, чтобы дети по-разному умели записывать решение задачи, чтобы они могли реализовать тот или иной вид записи соответственно требованию, которое предъявляется им в данный момент.
Для лучшего осмысления математических связей, заложенных в задаче, большое значение имеет краткая запись условия задачи.
Не все учащиеся могут дать правильный ответ при решении задачи. Необходимо, чтобы дети размышляя, используя схему, рисунок приходили к правильному решению.
Развивать надо все: память, внимание, мышление, математическую речь, умение сопоставлять, сравнивать, обобщать и доказывать. В этом огромную помощь оказывают логические задачи. Они вырабатывают привычку детей разносторонне мыслить, проводить более глубокий анализ задач, развивать речь учащихся.
Материалы по педагогике:
Преподавательская деятельность О. Иоанна Кронштадского
Святой праведный Иоанн Кронштадский (Иван Ильич Сергиев), родился в 1829 году в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии, которое расположено при слиянии рек Суры и Пинеги. Его отец Илья Михайлович Сергеев служил псаломщиком в местной церкви. Дед был священником, так же, как и большинство ...
Электронные учебно-методические комплексы
Электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) — представляют собой объединение учебно-методических, программно-технических и организационных средств, обеспечивающих полную совокупность образовательных услуг (организационных, методических, теоретических, практических, экспериментальных, консульта ...
Суть обобщения как мыслительной операции
Предметы и явления объективного мира находятся между собой в разнообразных связях и отношениях. Познание и обобщение этих связей и отношений является одной из важнейших функций мышления. Еще С. Л. Рубинштейн писал: «Мышление внутренне связанно с обобщениями – оно совершенствуется в них и ведет к об ...