BriefEducation
Образование: теория и практика » Нравственно-этическое воспитание детей » Преподавательская деятельность О. Иоанна Кронштадского

Преподавательская деятельность О. Иоанна Кронштадского

Страница 1

Святой праведный Иоанн Кронштадский (Иван Ильич Сергиев), родился в 1829 году в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии, которое расположено при слиянии рек Суры и Пинеги. Его отец Илья Михайлович Сергеев служил псаломщиком в местной церкви. Дед был священником, так же, как и большинство предков в роду отца.

На шестом году жизни Иоанна, мама, Феодора Сергеева, начала заниматься с ним по букварь грамотой, которая давалась ему трудно. Когда Иоанну исполнилось 10 лет, его отдали приходское училище. «Среди сверстников по классу, - писал он в своей автобиографии, - я не находил, да и не искал себе поддержки или помощи; они все были способнее меня, и я был последним учеником. Вот тут-то и обратился я за помощью к Вседержителю, и во мне произошла перемена…точно завеса спала с глаз; как будто раскрылся ум в голове, и мне ясно представился учитель того дня, его урок, и я вспомнил, о чем и что он говорил.

В последствии, трудностей в обучении у Иоанна, уже не было.

Отец Иоанн учился в Архангельской духовной семинарии и успешно закончил С.-Петербургскую Духовную Академию. Святой Отец Иоанн преподавал Закон Божий в Кроншдатском городском училище с 1857 года. В 1862 году в Кроншдате была открыта также классическая гимназия. Тогда о. Иоанну была предложена в этой гимназии законоучительская должность, и он с радостью приступил к своим новым обязанностям. Преподавая в этой гимназии перед о. Иоанном ставилась задача руководить детьми до их зрелого возраста, то есть участвовать в непосредственном воспитании будущего члена общества.

«Детская душа – живая Божья красота»

Размышления о. Иоанн Кроншдатского о детях: « Как приятно садовнику или любителю комнатных растений видеть, что их растения хорошо зеленеют, дают цветы и плоды и вознаграждают их за труды! Как они удваивают тогда свое усердие в ухаживании за ними! И землю каждогодно под ними переменяют, если это комнатные растения, и поливают тщательно и вовремя, а сухие веточки или пожелтевшие листочки обрывают, чтобы они и места не занимали на стебле растения, и не безобразили его собою, да и соков напрасно в себя не тянули. Зато и посмотреть мило на эти растения! Цветочки – то какие разные, например, у олеандры, у розы, - нашей русской и китайской, - глядишь, не наглядишься: дивен Ты, Создатель наш, не только в человеке, - в твоем образе и подобии, но и в растениях бездушных, и в цветочках древесных. Впрочем, что нам много говорить о растениях и цветах? Они все-таки дерево, сено, - как ни хороши. А вот вы, детки, наши растения или лучше - Божьи, бесценные. Вы – наши цветы. То, что сказано об них, надо приложить к вам».

Давно сделано наблюдение, что кто любит цветы, непременно любит и детей. Дети в семье – это тоже, что бедные ландыши в природе. Это остатки первобытного рая, последние следы непорочности. Но цветы – это только символ красоты. Детская душа – живая Божья красота.

Основные принципы преподавания о. Иоанна Кроншдатского

Итак, воспитывать души – такова была задача, которую поставил себе законоучитель Иоанн Кроншдатский.

Его взгляды на преподавание в это время были довольно определенные. Он заявлял не раз, что задача каждого преподавателя дать ученикам определенный, неисчезающий, прочный фонд, на котором он сам будет строить впоследствии прочное здание разумного жизнепонимания. Не количество, а прочность усвоенного важна. Отец Иоанн указывает и то, где, как, какими средствами приобретается эта прочность.

Средство это соединить знание с душой, слить со всем ее прежним духовным содержанием так, чтобы знание растворилось, вошло как новое, постоянное качество духа, - преподавать только то, что может быть усвоено, переработано душой, умом и сердцем, а не одной памятью. Душа человеческая по природе проста, - пишет он, - и все простое легко усвояет себе, обращает в свою жизнь и сущность, а все хитросплетения отталкивает от себя, как несвойственное ее природе, как бесполезный сор.

Мы все учились. Что же осталось в нашей душе из всех наук? Что врезалось неизгладимо в сердце и память? Не с детской ли простотой преподанные истины? Не сором ли оказалось все то что преподано искусственно, безжизненно? Не напрасно ли потрачено время на слишком мудрые уроки? Так, - это всякий из нас испытал на себе. Значит, тем осязательнее всякий должен убедиться в необходимости простого преподавания, особенно малым детям…

Не в том сила, чтобы преподать много, но существенно нужное, для ученика в его положении.

…Область знаний безгранична. Но область полезных и существенных знаний ограничена. Из множества достаточно выбрать стройную систему, соображенную с количеством других предметов, которые ученики должны будут изучать, и с количеством их преподавания. В противном случае мы будем разрушать труды один другого».

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Занятие с книгами и картинками
На таких занятиях используют книги и серии картинок, изображения на которых объединены общим сюжетом. Основная цель занятий: формировать у детей осмысленное восприятие содержания речи взрослого, учить употреблять грамматические формы распространенного (более 3 слов) (к 2,5 годам) и сложного предлож ...

Развитие навыков самостоятельной творческой деятельности в процессе обучения иностранному языку
Работа педагога – это всегда очень трудный процесс. А в наше время, когда престижность профессии падает, все особенно усложняется. В сфере искусства круг задач, стоящих перед педагогом, особенно широк, отсюда и особая сложность нашей профессии. Вся наша деятельность предполагает творческий подход к ...

Иркутский государственный медицинский университет
Иркутский государственный медицинский университет был организован в 1919 году в виде медицинского отделения при физико-математическом факультете Иркутского государственного университета, а с 20 января 1920 года выделился в самостоятельную структурную единицу - медицинский факультет ИГУ. В силу цело ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru