Проанализируем таблицу 3 и рассмотрим, на что дети опирались при толковании слов:
журить: получено 7 ответов, из них 2 ребенка (Оля Е.6.0., Катя К.6.1.) опираются на основной семантический компонент толкования слова журить в словаре - бранить: обзывают;
5 детей (Маша К.6.8., Лера С.6.4., Вика С.6.6., Полина Б.6.8., Никита К.6.0.) опираются на второстепенный семантический компонент толкования слова журить в словаре - гонять: толкают, бьют; отдыхать не дают; много работы дают, при этом Маша К. (6.8.) и Лера С. (6.4.) при толковании описывают состояние действия персонажа сказки.
То есть, все дети понимают правильно значение слова, используя при этом замену слова журить синонимами, близкими к толкованию слова по словарю.
холсты: получено 7 ответов, практически все 7 детей на наглядной основе опираются при толковании на слова одной лексико-семантической группы - ткань, полотно, при этом 2 ребенка (Вика С.6.6., Маша К.6.8.) дают описание цвета этой ткани и процесса изготовления холста: шьют из ниток; ткань из белых ниток; а 3 детей (Полина Б.6.8., Никита К.6.0., Катя К.6.1.) добавляют, что ткань завернута в трубочки, коврики: трубы из ткани, коврики завернутые, т.е. дети лишь увидев на иллюстрации, смогли объяснить, что холсты - это ткань, причем только 1 ребенок (Оля Е.6.0.) назвал их полотном, но состав и качество этой ткани, данное в толковом словаре, дети не знают (грубая льняная или конопляная ткань, толстое полотно).
То есть слово холсты дети понимают только при опоре на наглядность.
лихо: получено 7 ответов, из них 5 детей (Оля Е.6.0., Маша К.6.8., Лера С.6.4., Катя К.6.1., Никита К.6.0.) дают при толковании антонимичные ответы, противоположные значению устаревшего слова лихо по словарю: любили друг друга, не знала горя и зла;
1 ребенок (Полина Б.6.8.) идеализирует героиню - Хаврошечку и дает ей положительную характеристику: знала как делать работу по дому, а дочкам мачехи дает отрицательную характеристику: не знали как делать работу по дому, и дает устаревшему слову на основании этого подобное толкование;
для того, чтобы понять высказывание еще 1 ребенка (Вика С.6.6.), мы можем предположить, что мачеху она ассоциирует со злом, которое та принесла Хаврошечке, в результате ребенок опирается на основной семантический компонент толкования слова лихо в словаре - зло.
То есть из сказанного выше можно сделать вывод, что значение слова лихо дети вообще не знают.
Четвертая серия
Ход исследования аналогичный предыдущим. Читали русскую народную сказку "Сестрица Аленушка и братец Иванушка". Выясняли, какое толкование дети дадут словам: мочи нет, ведомо, хоромы.
Обработка данных 4-ой серии эксперимента
Полученные нами данные представлены в таблице 4.
Таблица 4
Толкование устаревших слов детьми в сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
|
Произведение |
Устаревшее слово |
Толкование по словарю |
Имена детей, участвующих в опросе | |||
|
Оля Е. (6.0.) |
Маша К. (6.8.) |
Лера С. (6.4.) | ||||
|
Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" |
Мочи нет |
Нет сил, терпенья сделать что-либо |
Силы нет идти |
Не может терпеть, очень хочет пить |
Сухо в горле, хочется воды попить побыстрей | |
|
Ведомо |
Известно; знамо; вестимо; само собой, разумеется; конечно так, бесспорно |
Знал |
Козленочек знал, что ведьма утопит Аленушку. |
Все знал | ||
|
Хоромы |
Большой дом с множеством комнат для богатых людей |
Палаты, много комнат |
Царский дом |
Дом, где царь живет | ||
|
Вика С. (6.6) |
Полина Б. (6.8) |
Никита К. (6.0) |
Катя К (6.1) | |||
|
Мочи нет |
Нет сил, терпенья сделать что-либо |
Жарко, колодец далеко, пить хочется |
Хочется попить |
Не терпится козленочку, пить хочется сильно |
Терпеть не может, захотел пить | |
|
Ведомо |
Известно; знамо; вестимо; само собой, разумеется; конечно так, бесспорно |
Знал козленочек |
Знал, что с Аленушкой ведьма сделала | |||
|
Хоромы |
Большой дом с множеством комнат для богатых людей |
Дом, где жила Аленушка с женихом |
Дом большой и богатый |
Большой красивый дом для Аленушки, ее братца и купца |
Дом большой | |
Материалы по педагогике:
Этапы обработки соломки
Следует помнить, что в снопах солому держать нельзя, так как непросушенная, она может преть и стать непригодной для работы. Поэтому, когда снопы доставлены на место обработки, их следует развязать и разложить на полу или стеллажах, с в сухих хорошо проветриваемых помещениях. Необходимо также знать, ...
Психолого-педагогический аспект изучения темы «Площади плоских фигур» в
средней школе
В этом параграфе рассмотрим вопросы, связанные с проблемой развития психических функций учащихся при изучении темы «Площади плоских фигур» с учетом их возрастных особенностей . О каких бы проявлениях индивидуальных особенностей учащихся ни говорили, какие бы виды деятельности ни описывали, постоянн ...
Презентация темы «Белки»
Комментарии к презентации «Белки» Выполнила студентка 1 курса группы №17 Сергеева Кристина. 1) Белки – самые важные, из всех веществ, входящих в состав живых организмов. Они еще называются протеинами, что означает первый, главный. 2) Русский ученые Александр Яковлевич Данилевский и немецкий химик Э ...