Проанализируем таблицу 3 и рассмотрим, на что дети опирались при толковании слов:
журить: получено 7 ответов, из них 2 ребенка (Оля Е.6.0., Катя К.6.1.) опираются на основной семантический компонент толкования слова журить в словаре - бранить: обзывают;
5 детей (Маша К.6.8., Лера С.6.4., Вика С.6.6., Полина Б.6.8., Никита К.6.0.) опираются на второстепенный семантический компонент толкования слова журить в словаре - гонять: толкают, бьют; отдыхать не дают; много работы дают, при этом Маша К. (6.8.) и Лера С. (6.4.) при толковании описывают состояние действия персонажа сказки.
То есть, все дети понимают правильно значение слова, используя при этом замену слова журить синонимами, близкими к толкованию слова по словарю.
холсты: получено 7 ответов, практически все 7 детей на наглядной основе опираются при толковании на слова одной лексико-семантической группы - ткань, полотно, при этом 2 ребенка (Вика С.6.6., Маша К.6.8.) дают описание цвета этой ткани и процесса изготовления холста: шьют из ниток; ткань из белых ниток; а 3 детей (Полина Б.6.8., Никита К.6.0., Катя К.6.1.) добавляют, что ткань завернута в трубочки, коврики: трубы из ткани, коврики завернутые, т.е. дети лишь увидев на иллюстрации, смогли объяснить, что холсты - это ткань, причем только 1 ребенок (Оля Е.6.0.) назвал их полотном, но состав и качество этой ткани, данное в толковом словаре, дети не знают (грубая льняная или конопляная ткань, толстое полотно).
То есть слово холсты дети понимают только при опоре на наглядность.
лихо: получено 7 ответов, из них 5 детей (Оля Е.6.0., Маша К.6.8., Лера С.6.4., Катя К.6.1., Никита К.6.0.) дают при толковании антонимичные ответы, противоположные значению устаревшего слова лихо по словарю: любили друг друга, не знала горя и зла;
1 ребенок (Полина Б.6.8.) идеализирует героиню - Хаврошечку и дает ей положительную характеристику: знала как делать работу по дому, а дочкам мачехи дает отрицательную характеристику: не знали как делать работу по дому, и дает устаревшему слову на основании этого подобное толкование;
для того, чтобы понять высказывание еще 1 ребенка (Вика С.6.6.), мы можем предположить, что мачеху она ассоциирует со злом, которое та принесла Хаврошечке, в результате ребенок опирается на основной семантический компонент толкования слова лихо в словаре - зло.
То есть из сказанного выше можно сделать вывод, что значение слова лихо дети вообще не знают.
Четвертая серия
Ход исследования аналогичный предыдущим. Читали русскую народную сказку "Сестрица Аленушка и братец Иванушка". Выясняли, какое толкование дети дадут словам: мочи нет, ведомо, хоромы.
Обработка данных 4-ой серии эксперимента
Полученные нами данные представлены в таблице 4.
Таблица 4
Толкование устаревших слов детьми в сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Произведение |
Устаревшее слово |
Толкование по словарю |
Имена детей, участвующих в опросе | |||
Оля Е. (6.0.) |
Маша К. (6.8.) |
Лера С. (6.4.) | ||||
Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" |
Мочи нет |
Нет сил, терпенья сделать что-либо |
Силы нет идти |
Не может терпеть, очень хочет пить |
Сухо в горле, хочется воды попить побыстрей | |
Ведомо |
Известно; знамо; вестимо; само собой, разумеется; конечно так, бесспорно |
Знал |
Козленочек знал, что ведьма утопит Аленушку. |
Все знал | ||
Хоромы |
Большой дом с множеством комнат для богатых людей |
Палаты, много комнат |
Царский дом |
Дом, где царь живет | ||
Вика С. (6.6) |
Полина Б. (6.8) |
Никита К. (6.0) |
Катя К (6.1) | |||
Мочи нет |
Нет сил, терпенья сделать что-либо |
Жарко, колодец далеко, пить хочется |
Хочется попить |
Не терпится козленочку, пить хочется сильно |
Терпеть не может, захотел пить | |
Ведомо |
Известно; знамо; вестимо; само собой, разумеется; конечно так, бесспорно |
Знал козленочек |
Знал, что с Аленушкой ведьма сделала | |||
Хоромы |
Большой дом с множеством комнат для богатых людей |
Дом, где жила Аленушка с женихом |
Дом большой и богатый |
Большой красивый дом для Аленушки, ее братца и купца |
Дом большой |
Материалы по педагогике:
Классификация методов обучения
Наиболее простая классификация методов обучения - по методам работы учителя и ученика. К первой группе относятся способы преподавания: рассказ, беседа, описание, объяснение учителем и другие, в которых основная роль принадлежит учителю. В этом случае задача ученика сводится к тому, чтобы следовать ...
Описание ситуации или как происходило обучение
Исходя из логики МППА начало работы связано с определением инициатора темы: мы (разработчики программы) или студенты. Так как последний вариант временно затратный в большей мере, то тему проекта «Организация самостоятельной работы студентов в ВУЗе» определили руководители специализацией. Поэтому пр ...
Подход В.Ф. Шаталова
Из учителей-новаторов остановим наше внимание на подходе В.Ф. Шаталова, описание принципов организации учебной работы которого в литературе широко представлено не только собственными работами автора, но и его последователями и "толкователями" сути его подхода в применении к различным пред ...