BriefEducation
Образование: теория и практика » Реабилитационно-педагогическая среда образовательного учреждения и ее характеристики » Образовательная среда

Образовательная среда

Страница 1

В современных исследованиях образовательная среда рассматривается как категория, определяющая условия развития ребенка в контексте предметности культуры (В.И. Слободчиков). Идеи развития человека в определенной социокультурной образовательной среде обстоятельно разрабатываются как в зарубежной психологии (К. Левин, К. Роджерс, Э. Фромм, К.Г. Юнг и др.), так и в исследованиях отечественных педагогов и психологов (ГА. Ковалев, А.В. Петровский, ВВ. Рубцов, Б.Д. Эльконин, В.А. Ясвин и др.). Отмечается также и обратное влияние структур мировосприятия на ценности, и культуру среды по мере развития мировосприятия человека.

Исследования, посвященные проблемам развития образовательной среды, выделяют особую роль и место в ней педагога (С.Г. Вершловский, В.Г. Воронцова, Е.И. Казакова, Ю.Н. Кулюткин, В.Ю. Кричевский, ВВ. Селиванов, Г.С. Сухобская и др.). Личность педагога признается ключевым фактором развития образовательной среды, однако при том условии, что сам педагог включен в личностно-значимую профессиональную среду, которая способствует выработке у него необходимого уровня профессионализма и творческого подхода для решения практических задач по развитию оптимальной образовательной среды школьников.

В современных исследованиях образовательная среда рассматривается категорией, определяющей условия развития человека как природно-психо-социокосмического существа (Б.Т. Лихачев, Л.М. Лузина и др.) в совокупности своих сущностных сил во вселенной культуры.

Эти два полюса - предметность культуры и внутренний мир, сущностные силы человека - в их взаимополагании в образовательном процессе определяют, по мысли ВИ. Слободчикова, состав и границы содержания образовательной среды. Наиболее близко нашему исследованию его этимологические подходы к адекватному толкованию понятия "образовательная среда": "Среда есть средина-сердцевина, средостение - связь, средство - посредничество". "Среда начинается там, где происходит встреча (сретенье) образующего и образующегося, где они совместно начинают его проектировать и строить . и где . начинают выстраиваться определенные связи и отношения".

В данной трактовке образовательная среда не воспринимается уже как нечто однозначно и изначально заданное. Внутренним фактором образовательной среды выступает внутренний мир человека, его самосознание, психологический склад. Характер образовательной среды, очевидно, находится в непосредственной зависимости от педагога, инициирующего ее наиболее значимую, нематериальную составляющую, от его профессиональной культуры.

Целостный подход к пониманию взаимодействия в системе "человек - мир" на основе теории самоорганизующихся систем (ИЮ. Алексашина, И.А. Баева, В.Ю. Кричевский, В.Н. Максимова, Л.Г. Татарникова и др.) создает синергетическую основу понимания системы "ученик - образовательная среда", но и самого ребенка, позволяет педагогу обеспечить качественно новый уровень понимания учащегося, создавая условия для педагогической реабилитации. Степень активности школьника в отношении к окружающему миру зависит от возраста и социальных условий, связана с проявлением различных качественных параметров восприятия окружающего мира, зависящих от развития рефлексивных процессов (С.В. Тарасов).

В развитии мировосприятия школьников постоянно происходит становление их самосознания: через сомнение в правильности своих взглядов на мир к размышлению о месте и роли человека в мире, об уникальности собственной личности, о своей индивидуальности. Ребенок выступает в качестве субъекта взаимодействия с образовательной средой при условии, если эта среда предоставляет возможности про явления субъектности.

Категоричные структуры мировосприятия в результате взаимодействия со школьной средой изменяются в различной степени. Направленность и мера такого взаимовлияния обусловлена помимо условий школьной среды индивидуальными особенностями школьника (темперамент, способности и др.), условиями макросоциальной среды (семья, общение с друзьями и др.).

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Уровни познавательной активности
Низкий уровень. Учащимся с данным уровнем познавательной активности не свойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления со стороны учителя. При восприятии учебной задачи эти учащиеся ...

Историко-педагогический аспект обучения слабослышащих детей
Вопрос о специальном обучении слабослышащих детей имеет длительную историю. На протяжении нескольких столетий, начиная с первых упоминаний в научных трактатах о детях с частичной потерей слуха (XVI в.) этот вопрос неоднократно поднимался представителями разных наук – врачами, педагогами, психологам ...

Виды и тактики педагогической поддержки школьников
Единый государственный экзамен может вызвать не только тревожность, неуверенность у старшеклассников, но для некоторых нервный срыв. Поэтому, повышение качества подготовки учащихся к единому экзамену невозможно без осуществления целенаправленной педагогической поддержки. Педагогическую поддержку оп ...

Разделы

© 2018 Copyright www.briefeducation.ru