BriefEducation
Образование: теория и практика » Реабилитационно-педагогическая среда образовательного учреждения и ее характеристики » Образовательная среда

Образовательная среда

Страница 2

Психологическая зависимость одного человека от семьи, группы, общины запрограммирована в генетическом аппарате и наиболее ярко проявляется в социальной потребности в общении с себе подобными. Рожденный человеком, человеческий ребенок не сможет стать человеком, если будет лишен возможности жить и развиваться в среде себе подобных.

Актуально звучит мысль А.Н. Толстого: "Нет проблемы - как воспитывать детей; есть только один вопрос: как жить всем вместе, взрослым и детям". Новое положение ребенка в антропоцентрической педагогике характеризуется тем, что педагоги ориентируются не только на подготовку ребенка к будущей жизни, но и на обеспечение проживания каждого этапа: детства, отрочества и юности, - в соответствии с психофизическими и другими особенностями развивающейся личности.

Индивидуальное бытие человека, вплетенное в социальную жизнь окружающих ребенка людей, создает уникальную, внутренне противоречивую живую общность двух людей, которую В.И. Слободчиков обозначает как событие. По его мнению, в европейской образовательной традиции особой ценностью и в то же время вектором развития является движение в сторону самостоятельности, в сторону образования само деятельного, самосознающего самоустремленного (предельно индивидуализированного) субъекта, способного с некоторого момента к саморазвитию. Именно эта общественно-культурная ценность определяет ту направленность действий взрослого, с которой он и входит в событийную общность.

Необходимо создание условий соучастия ученика с другими субъектами образовательного процесса в организации собственного учения, проявление его по самостоятельности и способности к творчеству являются основой современных требований к построению педагогической системы. Важность реализации этих требований делает актуальной разработку способов организации образовательного процесса, в которых акцент перенесен на уникальность и само бытность личности.

А это возможно лишь в том случае, если взрослые видят в ребенке не функцию, а человека самобытного, имеющего свой сложный мир отношений, интересов, стремление к полноценному досугу, к яркой жизни. Уважение к личности ребенка и его достоинству, принятие его личных целей, запросов, интересов, создание условий для его самоопределения, самореализации, самодвижения и развития непременные условия процесса реабилитации особенных детей.

Весь учебно-воспитательный процесс опосредован различными формами социальных и межличностных отношений. Совместная работа, понимание и сотрудничество определяют включение ребенка в систему гуманных отношений различного уровня позволяет ему восстанавливать и развивать не только коммуникативные способности.

Особая высокая культура построения отношений и форм взаимодействия на всех уровнях жизни школьного сообщества (педагог - отдельный ученик, группа учеников, педагогический коллектив) дает возможность говорить о его открытости как способности постановки и решения творческих задач широкого жизненного звучания. Формирование образовательной среды, раскрепощающей личность, способствующей ее полнейшему раскрытию, одновременно запускает в действие реабилитационные механизмы.

Идеи гуманитарного (целостного, многомерного) мировосприятия развиваются на основе теоретического синтеза подходов, разрабатываемых современной психологией и социально-историческими исследователями. В таком понимании образовательная среда может быть названа жизненной.

Образовательная среда школы не является универсальной. Как показывает наблюдение, даже однотипные школы имеют весьма существенные различия, особенно в сфере межличностных отношений, которые наиболее значимы для становления мировосприятия. Поэтому важно, какие межличностные связи устанавливаются в отдельной школе в системах "педагог - ученик", "ученик - ученик" и "педагог - педагог".

Иными словами, социокультурная образовательная среда - это текст жизни человека, объединяющий мельчайшие детали повседневности, общения и, благодаря средствам массовой коммуникации, события важные для всего мира, человечества в делом - условия жизнедеятельности индивида, обусловливающие иерархическую структуру многообразных взаимодействий в системе "чёловек - среда".

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Массовая подготовка преподавателей, методистов, администраторов учебных заведений
Массовая подготовка преподавателей, методистов, администраторов учебных заведенийк эффективному применению информационно коммуникационных технологий и образовательных ресурсов в организации и проведении учебного процесса. Определенная часть сотрудников образовательных учреждений всех перечисленных ...

Характеристика эвристического метода
Впервые учение об эвристических методах разработано и введено в практику Сократом. Использование этих методов и приемов помогают решать самые различные проблемные задачи, возникающие в человеческой деятельности. Эвристические методы обеспечивают выявление, обработку и упорядочение системы закономер ...

Эмоциональное развитие ребенка
Тщательный анализ взаимоотношений детей и родителей показывает, что к 3 месяцам жизни опекун и ребенок уже взаимодействуют в сложной коммуникативной системе, в рамках которой каждый партнер адекватно и точно вовремя реагирует на сигналы «другого». В ходе нескольких экспериментов исследователи разры ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru