Аппликация — это художественная техника создания изделий путем присоединения деталей к фону.
Аппликация — один из самых распространенных и привычных видов работ в начальной школе. Для неё используют солому, бересту, тополиный пух, семена-крылатки, птичьи перья, срезы веток дерева, яичную скорлупу, чешуйки шишек, зёрна, шпон, желуди и другие природные материалы.
Аппликационные работы способствуют развитию художественного видения природы, закреплению представлений о симметрии и асимметрии, совершенствованию представлений о выразительной композиции, развитию чувства формы, ритма, соотношения частей и целого.
При работе над аппликацией у учащихся развиваются такие психические процессы, как внимание, мышление, воображение и др. а также глазомер, моторика рук, координация движений, формирование представлений о приемах рациональной работы, совершенствование приемов разметки, вырезания, работы с клеем и ножницами. Работа над аппликацией помогает воспитывать аккуратность и терпеливость, развивать творческие способности учащихся.
Аппликация из срезов веток
Аппликация из срезов веток доступна даже дошкольнику.
Нарезанные руководителем срезы веточек разных деревьев и кустарников будут неодинаковыми по размеру, цвету коры и древесины. У тополя серовато-зеленая кора, у веточек березы — черная, у черноплодной рябины — красно-коричневая; у ольхи — розовато-перламутровая древесина, у бузины — темная.
Форма срезов зависит от направления лезвия ножа во время их нарезки. Если держать нож под прямым углом, то получатся круглые срезы, а если под острым углом, то овальные. Чем острей угол между веточкой и ножом, тем длиннее будут овалы.
Для фона аппликации можно использовать плотную цветную или рисовальную бумагу. Более серьезные и трудоемкие работы требуют для фона фанеры или ДВП, которые можно покрыть морилкой или обработать несколько раз крепким раствором марганцовки, затонировать тушью или гуашью. Материалом для фона может стать картон или шпон.
После подготовки фона необходимо сделать на нем разметку изображения и наклеить срезы по контуру детали, полностью заполняя деталь.
Наклеенные в один или несколько слоев один на другой, срезы создают изящные растительные композиционные оперения птиц, чешую сказочных драконов и украшают шкатулки, вазы, панно, карнизы и т. д. на подкладной доске.
Поделки из птичьих перьев.
Декоративные панно, открытки, закладки для книг и другие самоделки можно изготовить из перьев петухов и кур, попугаев и канареек, лесных и певчих птиц.
Собранные птичьи перья нужно рассортировать по величине и цвету и хранить отдельно от других природных материалов.
Если перья высохли, потеряли вид, то, прежде чем начать мастерить поделку, нужно размочить их в горячей воде и работать с влажными.
Перья птиц — очень благородный и податливый в работе материал, что очень важно для детей с особыми потребностями. Их можно окрашивать в цвета любых оттенков. Из перьев них получаются прекрасные цветы, птицы, бабочки, листья. С помощью ножниц, пинцета и разведенного желатина (вместо клея) перьям можно придать любую форму.
Композиции из семян.
Для поделок подходят любые семена трав, злаков, цветов. Все они различаются по форме, размерам и цветам, и именно это позволяет создавать оригинальные панно и картины, которые завораживают детей.
Зимой, весной и в начале лета, когда семена еще не созрели, для изготовления картин можно использовать и другие необычные материалы. Это — крупы, из которых хозяйки варят каши и которые наверняка всегда есть в доме. Они не столь разнообразны по цвету, но из них, пофантазировав, можно создать интересные композиций. Кроме того, манную и рисовую крупу можно красить. И не только тушью, гуашью или анилиновыми красителями. Для этого подойдут свекольный и вишневый сок, отвар луковой шелухи, зеленка, марганцовка, морилка для дерева. Все эти красители позволяют не только получать различные цвета, но и разнообразные оттенки.
Материалы по педагогике:
Уровни познавательной активности
Низкий уровень. Учащимся с данным уровнем познавательной активности не свойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления со стороны учителя. При восприятии учебной задачи эти учащиеся ...
Краткий экскурс в историю "личностной
компоненты" образования в отечественной педагогике
История российского образования содержательно связана с идеей человека в ее философско-религиозном истолковании. Именно на этой почве уже в конце XIX - начале XX веков (мы не касаемся более ранних дней, поскольку работа не носит собственно историографического характера) в России получили определенн ...
Чтение как сложный психофизиологический процесс
Критический анализ проблемы нарушения чтения должен основываться, прежде всего, на понимании сложной психофизиологической структуры процесса чтения в норме и особенностей усвоения навыка чтения. Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный ...