BriefEducation
Образование: теория и практика » Развитие творческих способностей учащихся третьего класса коррекционной школы VIII вида на основе кружковой работы с природным материалом » Кружковая работа с природным материалом как форма и метод развития творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями

Кружковая работа с природным материалом как форма и метод развития творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями

Страница 2

Художественное творчество с использованием природного материала слагается из нескольких компонентов: изучения материала, определения скрытых возможностей данного материала, определение художественного замысла будущей поделки и непосредственное осуществление этого замысла путём практического создания поделок.

Каждая поделка имеет свой замысел как по внешнему виду, так и по смысловому содержанию, по идейности. Очень часто дети с отклонениями в интеллектуальном развитии не могут найти сюжет для своей будущей работы и связать его с внешней формой. Роль руководителя занятия подсказать интересную мысль и выразительную форму.

Сочетать глубокую идейность с увлекательной формой – такова главная задача руководителя кружка, рекомендующего ту или иную тему поделки. В детских поделках эта идейность может выражаться примитивно, но такая примитивность наиболее доходчива до детского сердца.

Где же брать темы, сюжеты для творчества? Главным источником для детских сюжетов является литература: сказки, стихи, басни, рассказы. Можно брать сюжеты из жизни. Однако никогда не следует связывать творчество детей строго определёнными формами. Взяв за основу идею руководителя, ребята могут выполнить её в самых разнообразных формах. педагогу не стоит препятствовать свободно рождающейся творческой инициативе ребёнка. Только в нашем случае каждая инициатива должна быть проконтролирована.

Поиск творческой идеи, замысла – исключительно важный путь в развитии у детей с особыми образовательными потребностями наблюдательности, смекалки, фантазии и творческого мышления, это не случайное обретение удачной мысли, а сложный творческий процесс, обусловленный требованиями воспитательного процесса в кружке.

Часто возникает вопрос, что является первичным и что вторичным: идея, замысел или материал, который своими формами, внешним видом подсказывает идею, сюжет, форму, внешний вид будущей работы. Иной раз замысел есть, а материал, подходящий для его осуществления, найти очень трудно. Часто на поиски его уходит много времени, а решение приходит внезапно.

Необходимо максимально стремиться к тому, чтобы природный материал звучал в работе благодаря своему характерному естественному виду с минимальным вмешательством в это дело рук человеческих. В результате наблюдений дети устанавливают, что природа сама по себе является прекрасным скульптором, остается только угадать в ее причудливых созданиях что-либо похожее на предметы окружающего мира и постараться усилить, подчеркнуть это сходство. Например, желудь. Он тем и хорош, что очень удачно передает форму тела маленького человечка. Маленький древесный гриб может идеально предстать в виде головы лягушки.

А из чего лучше сделать бушующее море в работе по сказке о золотой рыбке? Ясно, что старика можно сделать из согнутой шишки, а берег из куска толстой коры, чтобы он походил на размытые морем скалы, а вот из чего сделать море? И оказалось, что если волны сделать из бересты, то они будут прекрасно смотреться как волны, хотя материал нисколько не прозрачен и не похож на воду.

Но бывает и наоборот. Попалась поврежденная кем-то еловая шишка. Выросла она скрюченной, ни дать ни взять, фигурка сгорбленной старостью и нелегким трудом старушки. Это — рождение творческого замысла. Вслед за этой шишкой последовала маленькая сморщенная шишка для старушечьей головы и т. д.

Таким образом, в творческой практике иной раз созревший замысел нуждается в необходимом материале, а другой раз материал своими формами рождает замысел.

Поход за природным материалом – это не просто увлекательная прогулка, в которой дети идут при руководителе гурьбой и бездумно созерцают окружающую их природу. Подготавливая экскурсию, руководитель чётко формулирует её задачи, цели, маршрут.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Модельное занятие №3 Исследование изменений в педагогической деятельности
Использование метода кейс-стади для организации исследования изменений в педагогической деятельности. Вопросы и задания для работы с кейсами: 1. Прочтите текст одного, или нескольких кейсов. Выразите своё понимание, или отношение к описанным ситуациям, как ситуациям изменений в деятельности педагог ...

Конспекты уроков с использованием межпредметных связей
Тема: «Бабочки на лугу». Работа с разными материалами. 2 класс Цели: – учить делать разметку куска пластилина на глаз; – научить делить круг на 8 равных частей; – совершенствовать умение планировать предстоящую работу; – закреплять правила техники безопасности при работе с острыми предметами; – раз ...

Работа над текстом на старшей ступени обучения
Возможность развития устной речи на базе чтения никогда не вызывала сомнений. Многие современные зарубежные и советские методисты и преподаватели-практики рекомендуют и успешно используют чтение как средство обучения говорению на всех этапах и в разных условиях. Это особенно актуально сейчас в стар ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru