Исследование проводилось на базе Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова, факультета педагогики начального образования и социальной педагогики в марте-апреле 2011 года.
Основан в 1932 г. В структуре университета 21 факультет, 66 кафедр, 27 научных центров и лабораторий; филиалы в городах Северодвинске и Коряжме; обучаются свыше 14 000 студентов, аспирантов, слушателей, трудятся более 1500 человек, средний возраст преподавателей - 41 год; материальная база: 13 учебных корпусов, 8 общежитий. Обучение ведется по 44 специальностям, двум образовательным направлениям (4 специальности); девяти направлениям бакалавриата; трем направлениям магистратуры, четырем образовательным программам среднего профессионального образования.
В университете уделяется особое внимание социальной поддержке и воспитанию студенческой молодежи. В рамках утвержденной Программы социально-ориентированной деятельности и воспитательной работы Поморского университета на 2008-2012 гг., осуществляются различные социальные программы, существует психологическая служба и юридическая клиника.
В составе факультета ПНО и СП существует три кафедры: кафедра педагогики начального образования и социальной педагогики, кафедра методик начального обучения, кафедра педагогики. Обучение ведется по очной и заочной формах обучения.
В исследовании принимали участие 26 студентов 1 курса, специальность "050711.65 "Социальная педагогика с дополнительной специальностью "Юриспруденция"". Возраст испытуемых 17-20 лет.
Цель исследования - выявить условия, при которых организация социально-педагогической поддержки профессионального становления студентов из числа детей-сирот будет успешной.
Задачи:
определить методики, с помощью которых можно выявить проблемы студентов из числа детей-сирот;
провести исследование по выявлению проблем профессионального становления студентов из числа детей-сирот;
разработать программу социально-педагогической поддержки профессионального становления студентов из числа детей-сирот.
Для проведения исследования были избранны следующие методы и методики:
1. Метод социометрических измерений или Социометрия используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования.
С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Д. Морено.
2. Тестирование - это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.
2.1 Анкетирование с использованием "Проблемной анкеты" (Seiffge-Krenke) (часть 1).
Цель: выявление проблем волнующих обучающихся.
"Проблемная анкета" состоит из семи разделов и содержит перечень нужд и забот, которые обучающиеся могут переживать как свои проблемы: проблемы, связанные с университетом, будущим, родительским домом, отношениями со сверстниками, отношением к другому полу, с собственной персоной, проблемы свободного времени.
Задача опрашиваемого отметить в какой мере касаются его отдельные проблемы по пятибалльной системе: в полной мере - 5 баллов; скорее да - 4 балла; ни да, ни нет - 3 балла; едва ли - 2 балла; совсем нет - 1 балл. Далее производится количественная обработка результатов по каждому разделу анкеты.
2.2 Методика Д. Голланда, направленная на определение типа личности соответствующей профессиональной среде, исходя из предпочтений, интересов, склонностей, жизненной позиции испытуемого.
Материалы по педагогике:
Методика организации психологических тренингов для формирования личностных
качеств учащихся
Тренинг – интенсивный курс обучения, сочетающий краткие теоретические семинары и практическую обработку навыков за короткий срок. До принятия ЕГЭ традиционные выпускные экзамены считались своего рода репетицией вступительных экзаменов, что в значительной мере способствовало снижению тревоги при пос ...
Учитель как личность
Мы говорили в детстве: "Учитель-это вторая мама"…Наши ассоциации со школой, с учебой во многом зависят от первого учителя. Образ первого учителя у всех воспринимается по-разному, так как первые учителя у всех были разные. Кто-то до сих пор помнит свой страх перед учителем, потому что этот ...
Значение игрушки для ребенка
Детская игрушка во все времена отражала культуру общества. Вкладывая игрушку в руки малыша, мы оказываем достаточно сильное влияние на его мировоззрение. Много столетий назад, на Руси было распространено язычество, и в те времена многобожие охраняло весь мир. Русалки, домовые, водяные, полевики, ов ...