II. Вторая диагностика (рабочая карта Ж.В. Вагановой) предназначена для выявления разного рода факторов, способностей, склонностей к артистизму в педагогической деятельности.
Для этого проверяющему нужно присутствовать на уроке, следить за учителем, отмечая в карте соответствующие проявления. Настольные принадлежности для офиса офисные наборы настольные.
Творческое самочувствие, саморегуляция психической деятельности, эмоциональных состояний.
Увлеченность, воодушевление, вдохновенная отдача на уроке, самоорганизация, самообладание, управление настроением, умение снимать излишнее напряжение, волнение, умение спокойно относиться к неожиданностям, оперативность в управлении своими психическими состояниями.
Обаяние, личностное самовыражение, индивидуальный стиль. Заразительность, умение очаровать, внушить симпатию, заинтересовать, увлечь, способность овладеть вниманием учеников, раскованность, непосредственность и простота поведения, яркость, непохожесть на других учителей, нестандартность, художественный вкус, чувство прекрасного, стремление к красоте и гармонии, чувство меры.
Эмоциональность, образность поведения и речи.
Экспрессивность, широкий диапазон эмоциональных реакций, выражение сопереживания, сочувствие учащимся, эмоциональная атмосфера на уроке, чувство юмора, необычность в раскрытии содержания урока, способность сделать образным излагаемый материал, эмоциональное интонирование речи, неожиданные ритмические рисунки, метафоричность речи, использование "своих" терминов.
Внешний облик, пластичность, внешняя выразительность, умения в области вербального общения.
Экспрессивные способности, пластическая изобразительность, раскрепощенность, отсутствие телесной скованности, умение держаться уверенно, свободно и уверенно, мимические и пантомимические навыки, наличие экспрессивных, эмоционально - эстетических движений, жестикуляция, движения - органичность, естественность, темп, уместность/адекватность, степень вариантности, богатство, полнота форм, двигательная активность - достаточная/недостаточная, скорость двигательных реакций, свойства мимических реакций.
Интуиция, воображение, творческая фантазия.
Продуктивность ассоциаций, быстрый анализ и точная оценка педагогической ситуации, способность "угадать" ребенка, "прочитать" все на его лице, Умение увлечь, придумать что-то интересное, сделать любой объект привлекательным для себя и детей.
Импровизация, педагогический экспромт.
Быстрота реакций, находчивость, изобразительность, оперативность памяти, сообразительность, умение ориентироваться в неожиданных обстоятельствах, оценивать ситуацию и принимать решение в незапрограммированных условиях, поддержание постоянной, гибкой обратной связи с классом, оперативность ответа на изменение условий деятельности, умение на ходу скорректировать план урока.
Коммуникативные способности, формы отношений, тон общения с учениками.
Коммуникабельность, легкость в общении, способность быстро находить контакт, умение организовать первичный контакт с классом, организация общения "от ученика", сотрудничество, доброжелательный тон, дружелюбие, мягкость, чувство такта, откровенность, искренность, уровень развития эмпатии, сопереживание ученикам, взаимопонимание, рефлексия, способность увидеть себя со стороны.
Материалы по педагогике:
Формы организации воспитательного процесса
1. В чем заключается педагогическая ценность игры как особого вида деятельности детей? Игра имеет большое значение в развитии личности, основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании и, наконец, в процессе социализации. В структуру игры как деятельности личности входят этапы: це ...
Цели образовательной системы
Цели образовательной системы - это конкретное описание программы развития человека средствами образования, описание системы знаний, тех норм деятельности и отношений, которыми должен овладеть обучающийся по окончании учебного заведения. Неоднократно предпринимались попытки представить такую програм ...
Психолого-педагогические проблемы подготовки школьников к ЕГЭ
Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные проблемы. Ниже приведены их краткие характеристики. Когнитивные трудности Это трудности, связанные с особенностями переработки информации, со спецификой работы с тестовыми заданиями. Хотя в ...