Проведение теоретических и практических исследований позволило мне сделать вывод, что высокий уровень развития способностей у учащихся тесно связан и с особенностями их личностного развития. Причем эти особенности могут быть как положительными, так и отрицательными. Так, опережение сверстников может порождать зазнайство и тщеславие. Умственная самостоятельность, установка на познание могут оборачиваться своеволием, противопоставлением себя окружающим.
К сожалению, часто, обращая внимание на развитие способностей ребенка, взрослые не замечают его личностные проблемы. Понимание одаренности, как только интеллектуальной характеристики, не соответствует подлинному представлению о высоком развитии возможностей человека. Одарен, необычно развит не сам по себе ум человека - одарена его личность. Человек, наделенный развитыми способностями, - другой и по характеру, и по восприятию мира. Он по-другому строит отношения с окружающими, по-другому трудится. Целостный подход к одаренному человеку, прежде всего к ребенку, как к личности, необходим, чтобы суметь развить его способности, реализовать его дар. Более того, лишь понимание личностной непохожести одаренного ребенка дает реальную возможность понять его творческие и интеллектуальные потенции.
Нужно помнить, что не каждый одаренный ребенок станет одаренным взрослым. Но то, каким человеком он вырастет, во многом зависит от согласованной работы родителей ребенка и его учителя и от правильного построения педагогического процесса.
Характер личностных проблем одаренного ребенка во многом определяется особенностями формирующейся у него самооценки. Надо помнить, что отношение к себе у дошкольников и младших школьников легко поддается коррекции и эффективному воздействию, поскольку оно еще только формируется.
Во многих руководствах для родителей и педагогов рекомендуется соблюдать баланс между положительными и отрицательными оценочными суждениями, поощрять общение одаренного ребенка со сверстниками, также наделенными высокими способностями. Это позволит развить необходимую гибкость в общении, терпимость и интерес к чужому мнению, избежать искаженного представления о собственной исключительности. Необходимо с раннего возраста приучать одаренного ребенка “нормально” реагировать на неудачи, способствовать тому, чтобы он не только принимал участие в занятиях, в которых не преуспевает, но даже получал удовольствие от этого. Взрослым следует учить детей справляться с их завышенными ожиданиями в отношении собственных возможностей.
Родителям и учителям предлагается оказывать детям необходимую помощь и эмоциональную поддержку путем поощрения их деятельности, внимательного и доброжелательного отношения к их мнению и проблемам. При этом следует помнить, что главное в воспитании ребенка с признаками одаренности – это “подобрать к каждому свой ключик”. В одних случаях важны щадящий режим и подбадривающая установка, в других – неуклонная требовательность.
Таким образом, по отношению к каждому такому ребенку важно найти именно индивидуальный подход. Одаренные дети - целый мир, особый мир детства.
Материалы по педагогике:
Финансирование по уровням образования
Финансовое состояние начальной школы считается вполне благополучным. Во-первых, система финансирования на этом уровне образования давно отлажена. Во-вторых, начальная школа является не столь капиталоемким сектором, как средняя и тем более высшая школа – крупные расходы (в 2002 г. – 29,7 млрд. евро ...
Основные направления деятельности классного руководителя в работе с
учащимися и их родителями
Основная задача классного руководителя (общая с родителями) – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому. Классный руководитель должен знать про ...
Ежедневные физкультурные занятия в группах продлённого дня
«
Час физических упражнений» в школах и группах продлённого дня был введён в 1974 г. Для учащихся подготовительных классов он является важным компонентом двигательного режима. Спортивный час – ежедневные, продолжительностью, до часа занятия физическими упражнениями, подвижные игры, спортивные развл ...