Тысячелетиями в общественном сознании формировались представления об одаренности. В этом понимании аккумулировались научные изыскания выдающихся умов и частные, обыденные наблюдения простых людей. Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный, неожиданный выход из сложной ситуации, создать что-то принципиально новое, легко приобретал новые знания, делал то, что другим недоступно.
Однако в философских трактатах прошлого первоначально чаще использовался не термин “одаренность”, а другой - “гений” (от латинского - “genius” - дух). Проблему гениальности в философско-психологических исследованиях прошлого нельзя назвать периферийной. Однако на протяжении многих веков она рассматривалась несколько автономно от социально-педагогической практики. Происходило это в первую очередь потому, что эти изыскания были не востребованы системой образования. А поэтому, вплоть до создания специализированных учебных заведений, стимулом к изучению природы одаренности служил, как правило, спонтанно возникающий интерес к проблеме, свойственный любому исследователю, независимо от того, насколько ценны результаты его изысканий с практической точки зрения.
Широкое использование в научной литературе термина “одаренность” связано с более поздними временами, с периодом утверждения педагогики, а затем и психологии в качестве самостоятельных наук. В современной психолого-педагогической науке принято рассматривать одаренность как явление динамическое. Психика человека - результат взаимодействия процессов биологического созревания и научения. С момента рождения эти процессы сливаются в единую линию развития. Поэтому и детская одаренность реально всегда предстает перед нами как сложный итог трудно прогнозируемого взаимодействия генотипических и средовых факторов.
Признание возможности существования самого дара есть не что иное, как признание факта существования индивидуальных различий, обусловленных не только влияниями окружающей среды и воспитания, но и какими-то иными, практически не подвластными нам факторами. Бесспорно, что человеческое мышление, способность к творчеству уже сами по себе - величайшие из даров природы. Этим даром природа отмечает каждого человека. Но свои дары природа не делит поровну и кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит средние возможности.
Наиболее удачным можно считать определение одаренности, предложенное К.К. Платоновым. Он утверждал, что одаренность - это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии. Этот генетически обусловленный дар в значительной мере определяет как конечный итог, так и темп развития.
Психологическим изучением детской одаренности и разработкой психолого-педагогических вопросов обучения и воспитания незаурядных детей до сравнительно недавнего времени в нашей стране занимались очень мало. В соответствии с господствовавшей идеологией считалось, что не нужно выделять особо способных детей, что все равны, что у каждого ребенка можно “сформировать” любые нужные качества. В понятиях “задатки”, “одаренность” усматривалось нечто идеалистическое, вредное. Долгое время одаренных по сути дела в нашей стране не существовало. Провозглашался ханжеский лозунг: “Неспособных детей нет!”. Все объявлялись одаренными. А раз все дети одарены от природы в равной степени, то надо ли заниматься талантами, разрабатывать для них особые методы обучения и воспитания, готовить учителей… Сказывались предубеждения, обусловленные недооценкой индивидуально-природных предпосылок развития.
Психологи показали, что для развития потребности ребенка в познании и - на этой основе - одаренности наиболее пагубно именно пренебрежение, безразличие к его познавательной деятельности. Даже запрещение творчества, как это ни парадоксально, может более положительно влиять на развитие ребенка (в случае сильной потребности в познании), чем равнодушие.
Только с демократизацией нашего общества проблема различий между детьми по одаренности “вышла из тени” и вызывает большой интерес. Сегодня модной стала проблема детской одаренности. Везде и всюду ищут таланты, развивают таланты, создают фонды для помощи талантам.
Несомненны реальность и значимость этой проблемы. Каких детей называют одаренными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки? Разработка концепции одаренности важна не только как фундамент для решения проблемы обучения одаренных детей, но и как основание для построения дидактической системы, ориентированной на развитие человеческого потенциала в целом.
В современной педагогической психологии проблема одаренности разрабатывается интенсивно и зарубежными, и отечественными учеными. Этот материал объемен, сложен, часто противоречив. Среди зарубежных ученых, занимавшихся проблемой детской одаренности, можно выделить Дж. Рензулли, Ф. Монкса, П. Торренса, Дж. Гилфорда и др. Среди отечественных ученых упомяну Н. С Лейтеса, Н.Н. Поддьякова, Д.Н. Узнадзе, А.В. Запорожца, А. Матюшкина, В.А. Моляко, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна.
С 1975 г. существует Всемирный совет по одаренным и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию незаурядных детей, организует международные конференции. В развитых странах широко практикуется выявление, диагностирование одаренных детей. За рубежом накоплен весьма поучительный опыт по разработке особых учебных программ, рассчитанных на детей с повышенными возможностями. Большое внимание уделяется подготовке учителей для работы с особо восприимчивыми к учению и творческими детьми.
В теоретическом плане российская психология имеет свои серьезные накопления в области изучения способностей и одаренности. В последние годы Министерство образования Российской Федерации в рамках Федеральной программы “Одаренные дети” активно поддерживает психологические исследования в данной области и передовой опыт обучения и воспитания одаренных детей. В частности была разработана “Рабочая концепция одаренности”, которая вобрала в себя все лучшие достижения современной отечественной и зарубежной психологии.
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей личностного развития одаренных школьников. В связи с поставленной целью мною были определены следующие задачи:
1. Изучить различные виды одаренности.
2. Выделить основные психологические черты, которые отличают одаренного ребенка от сверстников.
3. Провести исследования, позволяющие идентифицировать одаренных детей.
4. Сделать общие выводы, включающие в себя практические рекомендации по работе с одаренными детьми.
Для решения поставленных задач использовались методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
2. Тестирование.
3. Наблюдение за учащимися в процессе их деятельности.
Эксперимент проводился на базе средней школы № 7 поселка Пяозерский Лоухского района Республики Карелия. В эксперименте участвовали 12 учащихся 3 “а” класса.
Материалы по педагогике:
Из опыта работы педагогического колледжа №1 города Москвы
С.А. Мухина, А.А.Соловьёва отмечают, что МАО отличаются нетрадиционной технологией учебного процесса: - активизируют мышление, и эта активность остается надолго, вынуждает в силу учебной ситуации самостоятельно принимать творческие по содержанию, эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные р ...
Старший дошкольный возраст как сенситивный период развития
связной речи ребенка
В отечественной методике развития речи изучением развития речи в старшем дошкольном возрасте занимались Е.И. Тихеева, О.И. Соловьева, М.М. Конина. В целом, содержание работы по развитию связной речи в старшем дошкольном возрасте, прежде всего, определяется тем, что у ребенка к концу дошкольного дет ...
Поддержание оптимального уровня работоспособности в учебной деятельности
Работоспособность – способность организма развить максимальную энергию и, экономно расходуя её, достичь поставленной цели при её качественном выполнении. Это обеспечивается оптимальным состоянием физиологических систем и интегративной деятельности. Снижение работоспособности является характерным пр ...