BriefEducation
Образование: теория и практика » Теоретический аспект особенностей личностного развития одаренных школьников » Особенности детей с различными видами одаренности

Особенности детей с различными видами одаренности

Страница 1

Когда речь заходит о составлении специальных учебных программ для одаренных детей, часто возникает следующий вопрос: “Какого ребенка считать одаренным?” Ни один одаренный или талантливый ребенок не похож на другого, но приводимые ниже шесть областей или сфер одаренности охватывают способности большей части детей.

Психомоторная одаренность. Этот вид одаренности хорошо известен. Он заключается в высоком уровне способности формировать и использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, в ручном труде (танцовщица, спортсмен, механик). Психомоторная одаренность получила повсеместное признание, ее особый статус не вызывает бурных дискуссий и обвинений в недемократизме.

Ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; обладает хорошей зрительно-моторной координацией; любит движение; обладает широким диапазоном движения; прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений; для своего роста обладает исключительной физической силой.

Художественная одаренность. Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Дети, обладающие художественной одаренностью, уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они нуждаются в понимании со стороны учителей и сверстников.

Общая интеллектуальная одаренность. Дети с общей интеллектуальной одаренностью овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Зачастую они знают многое, о чем их сверстники и не подозревают, демонстрируют способности к практическому приложению знаний.

Академическая одаренность. Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешном обучении отдельным учебным предметам и считается более частной, избирательной. Одаренные в этом отношении дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения - в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье.

Особо выделен такой вид одаренности, как творческая (или творческое, продуктивное мышление). До сих пор продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Одни специалисты считают, что всякая одаренность - творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано, или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать. Целесообразность выделения творческой одаренности как отдельного вида определяется тем, что стандартные учебные программы и учебный процесс дают мало возможностей для ее проявления и развития.

Ребенок с данным видом одаренности чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу; демонстрирует высокий энергетический уровень; часто делает все по-своему; изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат; он склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх.

Лидерская одаренность (используются также понятия “социальная одаренность”, “социальный интеллект”, “организаторские способности”). Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает наличие способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, психотерапевтом, социальным работником. Понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Характеристика основных видов движений
К основным движениям относятся ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание. Они называются основными потому, что человек ими пользовался с давних времен как средством передвижения, добычи пищи и защиты от нападения. Эти движения в настоящее время имеют важное значение для человек ...

Педагогические условия формирования образа человека у детей 6-7 лет в процессе рисования
человек образ формирование дошкольник Для формирования образа человека в рисунках детей 6-7 лет нами был проведён формирующий эксперимент. Цель данного эксперимента формирование образа человека в рисунках детей 6-7 лет. Задачи: 1) Сформировать знания, представления детей о человеке. 2) Развить умен ...

Роль музыкально-ритмических занятий в формировании интонационной выразительности речи в школе слабослышащих
Трудно не согласиться с мнением одного из педагогов современности, занимающегося обучением неслышащих детей И.С. Белик, «конечно же, музыка нужна любому человеку. Она развивает интонацию речи, слух, голос, темп, дыхание, память. Пластику движений, чувства, творческий потенциал. При том не только те ...

Разделы

© 2020 Copyright www.briefeducation.ru