На протяжении всего проводимого формирующего эксперимента дети активно занимались, выполняли все предлагаемые задания, проявляли высокую речевую активность.
После окончания формирующего эксперимента в рамках исследования был проведен контрольный эксперимент. Он проводился с 1 мая по 20 мая 2013 года. В ходе эксперимента можно выделить два направления диагностики:
1. Исследование выделенных компонентов, на основании которых формируется полноценный навык чтения, а именно обследование речевых процессов, внимания, восприятия, памяти, мышления, графомоторных навыков, мотивации, осведомленности об окружающем. Диагностика проводится по разработанному протоколу и с помощью наглядного стимульного материала.
2. Исследование сформированных начальных навыков чтения, а именно обследование знания печатных букв, прочности их знания, дифференциации сходных букв, прямого и зеркального изображений печатных букв, сходных рукописных букв, дифференциации прямого и зеркального изображений рукописных букв, техника чтения и понимание читаемого, выявление характера ошибок при чтении, наличие смысловой догадки при чтении. Данное обследование проводится по авторскому альбому «Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму» И.А. Смирновой.
Таким образом, анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов в приведенной сравнительной таблице, позволяет сделать вывод о значительном повышении уровня компонентов, на основе которых происходит формирование полноценного навыка чтения в экспериментальной группе. В контрольной группе мы также наблюдаем увеличение показателей, однако их рост не так значителен по сравнению с ростом результатов в экспериментальной группе исследования. Это позволяет нам сделать вывод об эффективности разработанной системы мер по предупреждению трудностей в формировании процесса чтения.
Что касается качественной оценки полученных результатов, то они значительно выше также в экспериментальной группе. У детей значительно повысилась мотивация, увеличился словарь, грамматический строй речи, улучшились графомоторные навыки, внимание, общая осведомленность. Дети стали более заинтересованы в занятиях и выполняли все задания. Что касается особенностей развития детей в контрольной группе, то здесь у детей также улучшились такие показатели как внимание, графомоторные навыки, остальные показатели остались на прежнем уровне.
На основании выявленных нарушенных компонентов мы можем в дальнейшем сделать вывод о предпосылках, которые приведут к тому или иному виду дислексии.
С целью выявления особенностей сформированности начального навыка чтения было проведено обследование контрольной и экспериментальной групп по диагностическому альбому И.А. Смирновой. Оценка по данному альбому осуществлялась качественная. А именно выявлялись особенности чтения, представленные в данной работе в таблице 1. Для наглядности все полученные выводы об особенностях формирования начального навыка чтения у детей младшего дошкольного возраста представим в таблице 5.
Таблица 5 – Особенности сформированности начальных навыков чтения у младших школьников экспериментальной и контрольной групп
|
ФИ младшего школьника |
Выявленные особенности начальных навыков чтения | |||
|
1 «А» - контрольная группа | ||||
|
Артем В. |
1. Плохо запоминает конфигурацию букв, сложности при переводе звука в букву и наоборот. 2. Замены букв, неправильное произношение при чтении 3. Очень медленный темп чтения (побуквенное или слоговое, без продвижения в течение года) | |||
|
Денис Н. |
1.Трудности понимания слов, сходных по звуковому составу 2. Трудности при пересказе прочитанных текстов | |||
|
ФИ младшего школьника |
Выявленные особенности начальных навыков чтения | |||
|
1 «А» - контрольная группа | ||||
|
Адам Р. |
1. Трудности при пересказе прочитанных текстов 2. Невыразительность чтения | |||
|
Дима В. |
Перестановка букв при чтении | |||
|
Максим Р. |
Особенностей не выявлено. | |||
|
Оганес Е. |
Пропуски букв, слогов. Угадывание, возвратные движения глаз | |||
|
Артур Е. |
1. Трудности при пересказе прочитанных текстов 2. Невыразительность чтения 3. Очень медленный темп чтения (побуквенное или слоговое, без продвижения в течение года) | |||
|
Даша Д. |
Медленный темп чтения | |||
|
Женя П. |
Особенностей не выявлено. | |||
|
Лена П. |
Особенностей не выявлено. | |||
|
Виолетта Б. |
Особенностей не выявлено. | |||
|
Максим П. |
Особенностей не выявлено. | |||
|
Руслан Б. |
1. Очень медленный темп чтения (побуквенное или слоговое, без продвижения в течение года). 2. Трудности при пересказе прочитанных текстов | |||
|
Ваня К. |
1. Трудности при пересказе прочитанных текстов 2. Пропуски букв, слогов. Угадывание, возвратные движения глаз | |||
|
Стас Р. |
Особенностей не выявлено. | |||
|
Виталик Н. |
Особенностей не выявлено. | |||
|
Маша Р. |
Особенностей не выявлено. | |||
|
Максим А. |
Особенностей не выявлено. | |||
|
Юра П. |
Особенностей не выявлено. | |||
|
Алексей Ф. |
Особенностей не выявлено. | |||
|
Коля П. |
Особенностей не выявлено. | |||
|
Вася Л. |
Особенностей не выявлено. | |||
Материалы по педагогике:
Понятие индивидуальной формы обучения
Система индивидуального обучения сложилась ещё в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старшего к младшему. С появлением письменности старейшина рода или жрец передавал опыт посредством говорящих знаков своему потенциальному приемнику, занимаясь с ним индивидуальн ...
Старший дошкольный возраст как сенситивный период развития
связной речи ребенка
В отечественной методике развития речи изучением развития речи в старшем дошкольном возрасте занимались Е.И. Тихеева, О.И. Соловьева, М.М. Конина. В целом, содержание работы по развитию связной речи в старшем дошкольном возрасте, прежде всего, определяется тем, что у ребенка к концу дошкольного дет ...
Анализ методических особенностей изложения темы «Площадь» в различных учебниках
геометрии
Существует много различных учебных пособий по геометрии для учащихся в школах. В перечне учебных изданий для общеобразовательных учреждений на 2004/2005 учебный год Министерством образования Российской Федерации были утверждены следующие учебные пособия по геометрии для учащихся основной школы: Але ...