На протяжении всего проводимого формирующего эксперимента дети активно занимались, выполняли все предлагаемые задания, проявляли высокую речевую активность.
После окончания формирующего эксперимента в рамках исследования был проведен контрольный эксперимент. Он проводился с 1 мая по 20 мая 2013 года. В ходе эксперимента можно выделить два направления диагностики: Вскрытие дверей цена от 990 руб за вскрытие двери.
1. Исследование выделенных компонентов, на основании которых формируется полноценный навык чтения, а именно обследование речевых процессов, внимания, восприятия, памяти, мышления, графомоторных навыков, мотивации, осведомленности об окружающем. Диагностика проводится по разработанному протоколу и с помощью наглядного стимульного материала.
2. Исследование сформированных начальных навыков чтения, а именно обследование знания печатных букв, прочности их знания, дифференциации сходных букв, прямого и зеркального изображений печатных букв, сходных рукописных букв, дифференциации прямого и зеркального изображений рукописных букв, техника чтения и понимание читаемого, выявление характера ошибок при чтении, наличие смысловой догадки при чтении. Данное обследование проводится по авторскому альбому «Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму» И.А. Смирновой.
Таким образом, анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов в приведенной сравнительной таблице, позволяет сделать вывод о значительном повышении уровня компонентов, на основе которых происходит формирование полноценного навыка чтения в экспериментальной группе. В контрольной группе мы также наблюдаем увеличение показателей, однако их рост не так значителен по сравнению с ростом результатов в экспериментальной группе исследования. Это позволяет нам сделать вывод об эффективности разработанной системы мер по предупреждению трудностей в формировании процесса чтения.
Что касается качественной оценки полученных результатов, то они значительно выше также в экспериментальной группе. У детей значительно повысилась мотивация, увеличился словарь, грамматический строй речи, улучшились графомоторные навыки, внимание, общая осведомленность. Дети стали более заинтересованы в занятиях и выполняли все задания. Что касается особенностей развития детей в контрольной группе, то здесь у детей также улучшились такие показатели как внимание, графомоторные навыки, остальные показатели остались на прежнем уровне.
На основании выявленных нарушенных компонентов мы можем в дальнейшем сделать вывод о предпосылках, которые приведут к тому или иному виду дислексии.
С целью выявления особенностей сформированности начального навыка чтения было проведено обследование контрольной и экспериментальной групп по диагностическому альбому И.А. Смирновой. Оценка по данному альбому осуществлялась качественная. А именно выявлялись особенности чтения, представленные в данной работе в таблице 1. Для наглядности все полученные выводы об особенностях формирования начального навыка чтения у детей младшего дошкольного возраста представим в таблице 5.
Таблица 5 – Особенности сформированности начальных навыков чтения у младших школьников экспериментальной и контрольной групп
ФИ младшего школьника |
Выявленные особенности начальных навыков чтения | |||
1 «А» - контрольная группа | ||||
Артем В. |
1. Плохо запоминает конфигурацию букв, сложности при переводе звука в букву и наоборот. 2. Замены букв, неправильное произношение при чтении 3. Очень медленный темп чтения (побуквенное или слоговое, без продвижения в течение года) | |||
Денис Н. |
1.Трудности понимания слов, сходных по звуковому составу 2. Трудности при пересказе прочитанных текстов | |||
ФИ младшего школьника |
Выявленные особенности начальных навыков чтения | |||
1 «А» - контрольная группа | ||||
Адам Р. |
1. Трудности при пересказе прочитанных текстов 2. Невыразительность чтения | |||
Дима В. |
Перестановка букв при чтении | |||
Максим Р. |
Особенностей не выявлено. | |||
Оганес Е. |
Пропуски букв, слогов. Угадывание, возвратные движения глаз | |||
Артур Е. |
1. Трудности при пересказе прочитанных текстов 2. Невыразительность чтения 3. Очень медленный темп чтения (побуквенное или слоговое, без продвижения в течение года) | |||
Даша Д. |
Медленный темп чтения | |||
Женя П. |
Особенностей не выявлено. | |||
Лена П. |
Особенностей не выявлено. | |||
Виолетта Б. |
Особенностей не выявлено. | |||
Максим П. |
Особенностей не выявлено. | |||
Руслан Б. |
1. Очень медленный темп чтения (побуквенное или слоговое, без продвижения в течение года). 2. Трудности при пересказе прочитанных текстов | |||
Ваня К. |
1. Трудности при пересказе прочитанных текстов 2. Пропуски букв, слогов. Угадывание, возвратные движения глаз | |||
Стас Р. |
Особенностей не выявлено. | |||
Виталик Н. |
Особенностей не выявлено. | |||
Маша Р. |
Особенностей не выявлено. | |||
Максим А. |
Особенностей не выявлено. | |||
Юра П. |
Особенностей не выявлено. | |||
Алексей Ф. |
Особенностей не выявлено. | |||
Коля П. |
Особенностей не выявлено. | |||
Вася Л. |
Особенностей не выявлено. | |||
Материалы по педагогике:
Программа формирования эстетических чувств младших школьников
с нарушением интеллекта средствами дидактической игры
Целью формирующего этапа эксперимента являлось повышение уровня сформированности эстетических чувств младших школьников с нарушением интеллекта средствами дидактической игры в изобразительной деятельности. Формирующий этап эксперимента проходил на базе специальной (коррекционной) школы-интернатаVII ...
Сравнительный анализ требований государственных
федеральных стандартов к выпускнику детского сада и требований к первокласснику
Сопоставив требования государственных федеральных стандартов к выпускнику детского сада (ФГС) и требования к первокласснику (ФГС) мы сделали пришли к следующему выводу: «Высокая готовность детей к освоению новых стандартов обеспечивается реализацией основной общеобразовательной программы дошкольног ...
Подходы к формированию произносительных навыков
В обучении произношению прослеживаются три подхода, каждый из которых объединяет некоторое число методов, разработанных на основе одних и тех же теоретических посылок. Артикуляционный подход Наиболее видными представителями этого подхода являются И.А. Грузинская, К.М. Колосов, О.А. Норк, А.Н. Рапан ...