BriefEducation
Образование: теория и практика » Система логопедической работы по предупреждению трудностей в формировании процесса чтения у младших школьников » Разработка диагностического комплекса по выявлению несформированных компонентов навыка чтения

Разработка диагностического комплекса по выявлению несформированных компонентов навыка чтения

Страница 10

– системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, предложенные в работах И.Н. Садовниковой, В.И. Городиловой, М.З. Кудрявцевой, Л.Н. Ефименковой, Л.Г. Мисаренко;

– система работы со слоговыми таблицами А.Н. Корнева;

– система психологических упражнений и заданий, предложенная С.Н. Костроминой и Л.Г.Нагаевой;

– система заданий, направленных на совершенствование дикции и выразительности чтения, предложенная Л.М. Козыревой и Т.И. Кондраниной

Использование разработанной системы предполагает:

– определение тематики и содержания коррекционно-развивающих занятий для получения положительной динамики в коррекции процесса чтения;

– отбор и систематизацию материала для разработки коррекционно-развивающих занятий;

– определение круга вопросов компетенции учителя-логопеда при проведении консультационно-методической работы с родителями и учителями общеобразовательной школы.

Разработанная система предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, обучающимися по общеобразовательной базовой программе и имеющими следующие особенности в формировании процесса чтения:

– временная затянутость ступеней становления навыка чтения и трудность перехода на более высокую ступень;

– наличие трудностей при чтении, обусловленных несформированностью психологической базы чтения;

– замедленный темп чтения.

Система логопедической работы включает в себя четыре раздела:

1) обследование психологической базы навыка чтения у младших школьников;

2) формирование неречевых психических функций, участвующих в процессе чтения;

3) коррекция несовершенного навыка чтения;

4) совершенствование навыка чтения.

В процессе планирования учебных занятий по разработанной системе логопедической работы необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности и уровень речевого развития каждого ребенка, более глубоко рассматривать индивидуальное планирование занятий. Время освоения содержания каждого раздела программы сугубо индивидуально. В связи с этим допускается выборочное использование разделов программы. Каждый раздел можно использовать автономно, варьируя количество занятий на его усвоение.

Принципы, заложенные в систему логопедической работы:

– единство диагностики, коррекции и развития;

– этиопатогенетический подход к анализу причин нарушений речи;

– доступность;

– комплексность коррекционного воздействия;

– дифференцированный индивидуальный подход.

Особенностью разработанной системы является реализация индивидуально-ориентированного подхода в применении психолого-педагогических технологий, широкое использование занимательного, игрового материала, наглядно-практических методов. Система логопедической работы по преодолению трудностей в формировании процесса чтения у младших школьников представлена в таблице 3.

Результативность разработанной системы мы планируем определить по итогам сравнительного анализа данных первичного логопедического обследования и состояния навыка чтения на заключительном этапе.

В соответствии с разработанной системой работы, фронтальные логопедические занятия с экспериментальной группой проводились два раза в неделю. Каждая тема отрабатывалась несколько занятий, в зависимости от степени усвоения речевого материала. В ходе формирующего эксперимента нами было реализовано три раздела разработанной системы работы, так как было увеличено количество часов по первому разделу вдвое. Реализацию четвертого этапа было рекомендовано учителю продолжить во втором классе.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Материалы по педагогике:

Виды, средства и функции наглядности, возможности ее применения в обучении иностранному языку
Ранее наглядность в обучении иностранным языкам носила почти исключительно предметный характер, например, вводя новое слово, показывали обозначаемый им предмет или его изображение. Затем стали наглядно иллюстрировать грамматическую структуру языка, например, предъявляли учащимся выполненные в разны ...

Взаимодействие ДОУ и семьи с целью гармонизации воспитания и развития ребенка
Семья и детский сад – это две активные составляющие системы сотрудничества, но проблема их взаимодействия в последнее время становится одной из самых актуальных. Взаимодействие ДОУ и семьи является важным условием в воспитании, развитии и подготовке ребенка к учебной деятельности. Совместные усилия ...

Формы взаимодействия учителя с родителями учащихся
В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и другом случае реализуются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. Имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские ...

Разделы

© 2020 Copyright www.briefeducation.ru