BriefEducation
Образование: теория и практика » Система логопедической работы по предупреждению трудностей в формировании процесса чтения у младших школьников » Разработка диагностического комплекса по выявлению несформированных компонентов навыка чтения

Разработка диагностического комплекса по выявлению несформированных компонентов навыка чтения

Страница 11

Наиболее трудными для усвоения оказались задания направленные на развитие словесно-логического мышления, а именно дети затруднялись в установлении логических связей между словами, объяснении смысла пословиц и фразеологизмов, чтении текстов с пропущенными словами. На отработку данного материала было увеличено количество занятий вдвое.

Реализуя принципы доступности и индивидуального подхода, дидактический материал предъявлялся как аудиально, так и визуально, то есть отрабатывался традиционным способом посредством предметных, сюжетных картинок, многократного повторения речевого материала, так и с помощью различных дидактических и лексико-грамматических игр, индивидуальных карточек на печатной основе.

Таблица 3 – Система логопедической работы по предупреждению трудностей в формировании процесса чтения у младших школьников

Тема

Кол-во часов

Содержание работы

Виды работы

Раздел I. Диагностика

Исследование состояния устной речи

1 час

- исследование звукопроизношения;

- исследование фонематического восприятия;

- исследование звукового и слогового анализа, синтеза, представлений;

- исследование грамматического строя речи;

- исследование словарного запаса;

- исследование связной речи.

- отраженная речь;

- ответы на вопросы;

- выделение звуков из слогов, слов;

- деление слов на слоги;

- составление рассказа по картинке и серии сюжетных картинок;

- пересказ текста.

Исследование состояния начальных навыков чтения

1 час

- выявление знания печатных и прописных букв;

- исследования навыка чтения слогов;

- исследования навыков языкового синтеза.

- нахождения заданных печатных и прописных букв среди других;

- чтение слоговых таблиц;

- составление слов из разрезной азбуки.

Исследование состояния неречевых психических функций

1 час

- исследование состояния зрительных функций (внимания, памяти, поля зрения);

- исследование состояния слуховых функций (внимания, памяти);

- исследование состояния мышления;

- исследование состояния зрительно-моторной координации;

- исследование состояния графомоторных навыков;

- исследование состояния природного темпа деятельности и мотивации учения.

- корректурные пробы;

- графические диктанты;

- методика «Оперативная память», «Запомни пару»;

- диагностические методики на изучение концентрации, устойчивости, переключаемости и объема внимания;

- диагностические методики на изучение наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления.

- анкетирование, для определения школьной мотивации.

Тема

Кол-во часов

Содержание работы

Виды работы

Раздел II. Формирование неречевых психических функций, необходимых для предупреждения трудностей в формировании процесса чтения

Совершенствование восприятия

4 часа

- развитие избирательности восприятия;

- обучение восприятию текста с учетом отдельных элементов на фоне целого;

- расширение поля зрения;

- развитие зрительно-пространственной ориентировки и зрительно-моторной координации.

- опознавание контурных, недорисованных изображений;

- нахождение наложенных и зашумленных букв и изображений;

- работа с геометрическим материалом: «Танграмм», «Колумбово яйцо», кубики Каоса;

- корректурные пробы различного содержания;

- дорисовывание рисунков, штриховка, лабиринты, дорожки.

Совершенствование внимания

6 часов

- развитие зрительного и слухового внимания;

- развитие концентрации и устойчивости внимания;

- расширение объема внимания;

- развитие распределения, переключения внимания.

- работа с лабиринтами различной модификации;

- отыскивание отличий, фрагментов в картинках;

- нахождение слов в буквенных таблицах и лабиринтах;

- переписывание бессмысленных слов;

- дорисовывание узоров по определенному правилу;

- чтение текста до указанного слова или предложения;

- чтение предложений и текстов с одновременным слуховым зашумлением.

Совершенствование памяти

6 часов

- тренировка зрительной и слуховой памяти;

- развитие кратковременной и долговременной памяти;

- формирование словесно-логической памяти.

- запоминание изображений предметов;

- запоминание и рисование по памяти предметов с несколькими деталями;

- чтение и запоминание слов и предложений различной длинны и содержания;

- разучивание стихотворных текстов;

- запоминание числовых и словесных последовательностей.

Тема

Кол-во часов

Содержание работы

Виды работы

Совершенствование мышления

9 часов

- развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;

- тренировка способности создавать мысленный образ;

- тренировка способности устанавливать логические связи между словами.

- разгадывание буквенных и символьных ребусов;

- разгадывание кроссвордов и анаграмм;

- чтение и отгадывание загадок;

- чтение с установлением логической связи между словами;

- работа над смысловой стороной пословиц и фразеологизмов;

- словесное рисование;

- работа с сериями сюжетных картинок: установление последовательности и пересказ;

- чтение текстов с пропущенными словами.

Раздел III. Коррекция несовершенного навыка чтения

Развитие навыков языкового анализа и синтеза

12 часов

- развитие анализа структуры предложения;

- развитие слогового анализа и синтеза;

- развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза.

- определение границ предложений в тексте без точек;

- придумывание предложений по картинке, с заданным словом;

- придумывание предложений по опорным словам;

- работа с деформированными предложениями;

- составление графических схем предложений и предложений по схемам;

- определение места заданного слова в предложении;

- выделение гласных из слога, слова;

- добавление недостающих букв и слогов в слова;

- составление слов из слогов и букв данных в беспорядке;

- составление графических моделей слов;

- определение количества, последовательности звуков в словах, с опорой и без опоры на вспомогательные средства.

Тема

Кол-во часов

Содержание работы

Виды работы

Підпис: 54Развитие морфологической системы языка

9 часов

- совершенствование навыков словоизменения существительных, прилагательных, глаголов;

- дифференциация грамматических значений;

- дифференциация единственного и множественного числа;

- закрепление бессоюзных и предложно-падежных конструкций;

- совершенствование навыков согласования;

- дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

- преобразование существительных в прилагательные и глаголы;

- разгадывание морфологических шарад;

- дополнение предложений подходящими предложно-падежными конструкциями;

- упражнения на дифференциацию частей речи;

- практические упражнения по определению рода, числа, падежа существительного, прилагательного; времени и вида глагола;

- упражнения на согласование различных частей речи;

- подбор однокоренных слов, составление цепочек из однокоренных слов;

- работа с деформированными словами.

Совершенствование синтаксической структуры предложения

5 часов

- совершенствование умений составлять двусоставные распространенные предложения;

- совершенствование умений составлять сложные бессоюзные предложения;

- совершенствование умений составлять сложносочиненные предложения;

- совершенствование умений составлять сложноподчиненные предложения.

- составление двусоставных предложений по опорным словам и картинкам;

- упражнения на распространение предложений главными и второстепенными членами;

- упражнения на составление сложных предложений при помощи сочинительных и подчинительных союзов;

- работа со схемами предложений;

- преобразование предложений, путем допустимого изменения порядка слов в нем;

- добавление в предложения подходящих по смыслу сочинительных и подчинительных союзов;

- подбор концовки предложения с опорой на имеющийся союз;

- стилистическая правка предложений.

Тема

Кол-во часов

Содержание работы

Виды работы

Підпис: 55Совершенствование лексической стороны речи

5 часов

- работа над расширением, уточнением и систематизацией словаря;

- совершенствование умения пользоваться лексикой в различных ситуациях общения.

- упражнения на подбор слов по лексическим темам, нахождение «четвертого лишнего»;

- работа над родовыми понятиями и видовыми отличиями слов;

- упражнения на замену рядов глаголов существительными;

- подбор синонимов и антонимов к существительным, прилагательным и словосочетаниям;

- чтение предложений и текстов с недостающими словами;

- подбор названий к тексту и текстов к имеющимся названиям.

Совершенствование семантической стороны речи

12 часов

- совершенствование умения понимать прочитанные слова и предложения;

- развитие умения осознавать смысловую структуру текста.

- добавление в предложения недостающих слов;

- исправление логически неправильно построенных предложений;

- подбор к сюжетным картинкам предложений;

- составление рассказов из предложений, написанных в беспорядке;

- чтение текстов с определением главной мысли;

- лексико-грамматическое прогнозирование текста;

- ответы на вопросы по прочитанному тексту;

- составление плана рассказа;

- пересказ прочитанного текста с опорой на составленный план и без него;

- придумывание начала и конца к тексту.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Материалы по педагогике:

Развитие современной медицины
Современная медицина предложила новый взгляд на болезнь, в соответствии с которым причины болезни имеют физическую природу и поддаются научному объяснению. Научный подход при определении диагноза и выборе метода лечения является важнейшей особенностью современного здравоохранения. Среди других важн ...

Задачи развития словесной памяти
В процессе обучения глухих необходимо помогать им овладеть запоминанием на длительный срок. Нужно следить не только за тем, чтобы запоминаемый материал был полностью понят детьми. Следует также, чтобы дети овладевали приемами произвольного запоминания. Пользование такими приемами облегчает последую ...

Историография
Поставленная в настоящей работе проблема изучена в отечественной историографии недостаточно. Это связано с тем, что реформы высшей школы Франции в рамках Болонского процесса в настоящее время только разворачиваются, и они еще не успели стать объектом внимания исследователей. Собственно говоря, вним ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru