BriefEducation
Образование: теория и практика » Система логопедической работы по предупреждению трудностей в формировании процесса чтения у младших школьников » Разработка диагностического комплекса по выявлению несформированных компонентов навыка чтения

Разработка диагностического комплекса по выявлению несформированных компонентов навыка чтения

Страница 11

Наиболее трудными для усвоения оказались задания направленные на развитие словесно-логического мышления, а именно дети затруднялись в установлении логических связей между словами, объяснении смысла пословиц и фразеологизмов, чтении текстов с пропущенными словами. На отработку данного материала было увеличено количество занятий вдвое.

Реализуя принципы доступности и индивидуального подхода, дидактический материал предъявлялся как аудиально, так и визуально, то есть отрабатывался традиционным способом посредством предметных, сюжетных картинок, многократного повторения речевого материала, так и с помощью различных дидактических и лексико-грамматических игр, индивидуальных карточек на печатной основе.

Таблица 3 – Система логопедической работы по предупреждению трудностей в формировании процесса чтения у младших школьников

Тема

Кол-во часов

Содержание работы

Виды работы

Раздел I. Диагностика

Исследование состояния устной речи

1 час

- исследование звукопроизношения;

- исследование фонематического восприятия;

- исследование звукового и слогового анализа, синтеза, представлений;

- исследование грамматического строя речи;

- исследование словарного запаса;

- исследование связной речи.

- отраженная речь;

- ответы на вопросы;

- выделение звуков из слогов, слов;

- деление слов на слоги;

- составление рассказа по картинке и серии сюжетных картинок;

- пересказ текста.

Исследование состояния начальных навыков чтения

1 час

- выявление знания печатных и прописных букв;

- исследования навыка чтения слогов;

- исследования навыков языкового синтеза.

- нахождения заданных печатных и прописных букв среди других;

- чтение слоговых таблиц;

- составление слов из разрезной азбуки.

Исследование состояния неречевых психических функций

1 час

- исследование состояния зрительных функций (внимания, памяти, поля зрения);

- исследование состояния слуховых функций (внимания, памяти);

- исследование состояния мышления;

- исследование состояния зрительно-моторной координации;

- исследование состояния графомоторных навыков;

- исследование состояния природного темпа деятельности и мотивации учения.

- корректурные пробы;

- графические диктанты;

- методика «Оперативная память», «Запомни пару»;

- диагностические методики на изучение концентрации, устойчивости, переключаемости и объема внимания;

- диагностические методики на изучение наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления.

- анкетирование, для определения школьной мотивации.

Тема

Кол-во часов

Содержание работы

Виды работы

Раздел II. Формирование неречевых психических функций, необходимых для предупреждения трудностей в формировании процесса чтения

Совершенствование восприятия

4 часа

- развитие избирательности восприятия;

- обучение восприятию текста с учетом отдельных элементов на фоне целого;

- расширение поля зрения;

- развитие зрительно-пространственной ориентировки и зрительно-моторной координации.

- опознавание контурных, недорисованных изображений;

- нахождение наложенных и зашумленных букв и изображений;

- работа с геометрическим материалом: «Танграмм», «Колумбово яйцо», кубики Каоса;

- корректурные пробы различного содержания;

- дорисовывание рисунков, штриховка, лабиринты, дорожки.

Совершенствование внимания

6 часов

- развитие зрительного и слухового внимания;

- развитие концентрации и устойчивости внимания;

- расширение объема внимания;

- развитие распределения, переключения внимания.

- работа с лабиринтами различной модификации;

- отыскивание отличий, фрагментов в картинках;

- нахождение слов в буквенных таблицах и лабиринтах;

- переписывание бессмысленных слов;

- дорисовывание узоров по определенному правилу;

- чтение текста до указанного слова или предложения;

- чтение предложений и текстов с одновременным слуховым зашумлением.

Совершенствование памяти

6 часов

- тренировка зрительной и слуховой памяти;

- развитие кратковременной и долговременной памяти;

- формирование словесно-логической памяти.

- запоминание изображений предметов;

- запоминание и рисование по памяти предметов с несколькими деталями;

- чтение и запоминание слов и предложений различной длинны и содержания;

- разучивание стихотворных текстов;

- запоминание числовых и словесных последовательностей.

Тема

Кол-во часов

Содержание работы

Виды работы

Совершенствование мышления

9 часов

- развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;

- тренировка способности создавать мысленный образ;

- тренировка способности устанавливать логические связи между словами.

- разгадывание буквенных и символьных ребусов;

- разгадывание кроссвордов и анаграмм;

- чтение и отгадывание загадок;

- чтение с установлением логической связи между словами;

- работа над смысловой стороной пословиц и фразеологизмов;

- словесное рисование;

- работа с сериями сюжетных картинок: установление последовательности и пересказ;

- чтение текстов с пропущенными словами.

Раздел III. Коррекция несовершенного навыка чтения

Развитие навыков языкового анализа и синтеза

12 часов

- развитие анализа структуры предложения;

- развитие слогового анализа и синтеза;

- развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза.

- определение границ предложений в тексте без точек;

- придумывание предложений по картинке, с заданным словом;

- придумывание предложений по опорным словам;

- работа с деформированными предложениями;

- составление графических схем предложений и предложений по схемам;

- определение места заданного слова в предложении;

- выделение гласных из слога, слова;

- добавление недостающих букв и слогов в слова;

- составление слов из слогов и букв данных в беспорядке;

- составление графических моделей слов;

- определение количества, последовательности звуков в словах, с опорой и без опоры на вспомогательные средства.

Тема

Кол-во часов

Содержание работы

Виды работы

Підпис: 54Развитие морфологической системы языка

9 часов

- совершенствование навыков словоизменения существительных, прилагательных, глаголов;

- дифференциация грамматических значений;

- дифференциация единственного и множественного числа;

- закрепление бессоюзных и предложно-падежных конструкций;

- совершенствование навыков согласования;

- дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

- преобразование существительных в прилагательные и глаголы;

- разгадывание морфологических шарад;

- дополнение предложений подходящими предложно-падежными конструкциями;

- упражнения на дифференциацию частей речи;

- практические упражнения по определению рода, числа, падежа существительного, прилагательного; времени и вида глагола;

- упражнения на согласование различных частей речи;

- подбор однокоренных слов, составление цепочек из однокоренных слов;

- работа с деформированными словами.

Совершенствование синтаксической структуры предложения

5 часов

- совершенствование умений составлять двусоставные распространенные предложения;

- совершенствование умений составлять сложные бессоюзные предложения;

- совершенствование умений составлять сложносочиненные предложения;

- совершенствование умений составлять сложноподчиненные предложения.

- составление двусоставных предложений по опорным словам и картинкам;

- упражнения на распространение предложений главными и второстепенными членами;

- упражнения на составление сложных предложений при помощи сочинительных и подчинительных союзов;

- работа со схемами предложений;

- преобразование предложений, путем допустимого изменения порядка слов в нем;

- добавление в предложения подходящих по смыслу сочинительных и подчинительных союзов;

- подбор концовки предложения с опорой на имеющийся союз;

- стилистическая правка предложений.

Тема

Кол-во часов

Содержание работы

Виды работы

Підпис: 55Совершенствование лексической стороны речи

5 часов

- работа над расширением, уточнением и систематизацией словаря;

- совершенствование умения пользоваться лексикой в различных ситуациях общения.

- упражнения на подбор слов по лексическим темам, нахождение «четвертого лишнего»;

- работа над родовыми понятиями и видовыми отличиями слов;

- упражнения на замену рядов глаголов существительными;

- подбор синонимов и антонимов к существительным, прилагательным и словосочетаниям;

- чтение предложений и текстов с недостающими словами;

- подбор названий к тексту и текстов к имеющимся названиям.

Совершенствование семантической стороны речи

12 часов

- совершенствование умения понимать прочитанные слова и предложения;

- развитие умения осознавать смысловую структуру текста.

- добавление в предложения недостающих слов;

- исправление логически неправильно построенных предложений;

- подбор к сюжетным картинкам предложений;

- составление рассказов из предложений, написанных в беспорядке;

- чтение текстов с определением главной мысли;

- лексико-грамматическое прогнозирование текста;

- ответы на вопросы по прочитанному тексту;

- составление плана рассказа;

- пересказ прочитанного текста с опорой на составленный план и без него;

- придумывание начала и конца к тексту.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Материалы по педагогике:

Психологические особенности развития детей шести лет
Многочисленные исследования ученых, физиологов, психологов, педагогов, практический опыт ученых-новаторов позволили прийти к выводу о возможности и необходимости обучения детей с шести лет. Это возраст, с которого целесообразно начинать систематическое обучение. Познавательная сфера шестилетних дет ...

Определение понятий “способность” и “одаренность”
В советской психологии, прежде всего трудами С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова сделана попытка дать классификацию понятий "способности", "одаренность" и "талант" по единому основанию - успешности деятельности. Способности рассматриваются как индивидуально-психологические ...

Развитие навыков самостоятельной творческой деятельности в процессе обучения иностранному языку
Работа педагога – это всегда очень трудный процесс. А в наше время, когда престижность профессии падает, все особенно усложняется. В сфере искусства круг задач, стоящих перед педагогом, особенно широк, отсюда и особая сложность нашей профессии. Вся наша деятельность предполагает творческий подход к ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru