BriefEducation
Образование: теория и практика » Современный учитель — специалист или бакалавр

Современный учитель — специалист или бакалавр

Страница 5

Несомненно, изучение данных (либо подобных) учебных дисциплин осуществляется в рамках вузовского компонента общепрофессиональной составляющей подготовки бакалавра технологического образования. Правомерность высказанного предположения вполне обоснована, так как объем дисциплин вузовского компонента и курсов по выбору студента в цикле общепрофессиональных дисциплин направления "Технологическое образование" более чем в 3 раза превосходит объем аналогичных дисциплин в подготовке учителя технологии и предпринимательства.

Приведенные соображения позволяют с уверенностью предположить, что объем академической общепрофессиоиальной подготовки бакалавра технологического образования, по крайней мере, не ниже, чем учителя технологии и предпринимательства, а возможно, и превосходит ее. К сожалению, этого нельзя сказать о специально-профессиональным компоненте подготовки бакалавра технологического образования. Тождественность (либо полная аналогичность) циклов гуманитарных, естественно-математических, общепрофессиональных и факультативных дисциплин образовательных программ подготовки учителя технологии и предпринимательства и бакалавра технологического образования не оставляет других решений проблемы ограничения сроков обучения бакалавра, кроме сокращения его специально-профессиональной подготовки.

Простейший расчет, основанный на сравнении объемов аналогичных учебных курсов, показывает, что, с учетом сделанных предположений, специально-профессиональный компонент в подготовке бакалавра технологического образования составляет не более 38% от специально-профессиональной составляющей подготовки учителя технологии и предпринимательства.

Полученный результат (вместе с упомянутым выше фактом существенно меньших объемов технологической и педагогической практики) неизбежно влечет за собой вывод о существенном ухудшении профессионального уровня школьного учителя в случае перехода к массовой университетской подготовке педагогов-бакалавров и, следовательно, о необходимости разработки комплекса компенсаторных мер.

Обсуждая проблему возможного перехода к подготовке бакалавров для системы отечественного образования, следует отметить наличие широко распространенного заблуждения. В качестве аргумента в пользу возможности сокращения сроков обучения будущего учителя часто используется факт четырехлетней подготовки выпускников педагогических институтов, осуществлявшейся в СССР вплоть до середины 80-х гг. истекшего столетия. Рамки данной статьи не позволяют провести подробное рассмотрение вопроса, требующее учета отличной от современной системы регламентации вузовского учебного процесса. Отметим лишь, что соответствующие расчеты, аналогичные приведенным выше, свидетельствуют о примерном равенстве параметров специально-профессиональной подготовки современного учителя и выпускника педвуза 1970—1980-х гг. Причиной этого является существенно большая, по сравнению с современной, интенсивность обучения, допускавшаяся нормативными документами тех лет. Приведем лишь один пример. Среднее недельное число аудиторных занятий по специально-профессиональным дисциплинам, предусмотренное современными образовательными программами подготовки бакалавра технологического образования, составляет лишь 67% от аналогичной величины, определявшейся учебным планом подготовки учителя общетехнических дисциплин 1983 г. Для учителя технологии и предпринимательства значение данного параметра в настоящее время составляет 82%. Приведенные цифры свидетельствуют о некорректности прямых сравнений в данной области и необходимости тщательного обоснования предлагаемых решений.

Все вышесказанное не следует рассматривать в качестве обоснования несовершенства современного стандарта подготовки бакалавра технологического образования либо доказательства нецелесообразности подготовки бакалавров вообще. В отношении бакалавриата как такового достаточно сказать, что ни один серьезный исследователь не вправе отвергать принципиальную возможность использования данного института в целях реформирования отечественной высшей школы. Важно при этом сознавать присущие ему системные ограничения и минимизировать возможные отрицательные последствия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Анализ притчи для детей «Притча о муравье и голубке»
Как вы думаете, почему с давних пор многие сказочники наделяли животных самыми разными чертами характера и качествами, свойственными лишь человеку? Скорее всего, это делалось для того, чтобы люди могли взглянуть на себя и на свои поступки со стороны, чтобы что-то понять и перенять, а чему-то и науч ...

Непрерывное образование
Сектор непрерывного образования начал бурно развиваться во Франции в 1960–1970-е гг. Базовыми нормативными актами, определившими статус и организацию непрерывного образования, стали закон Фора 1968 г., закон Делора 1971 г., закон Савари 1984 г., закон от 20 июля 1992 г., декреты от 23 августа 1985 ...

Уровни развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста
Горчинская А.А. отмечала, что познавательный интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Его область – ...

Разделы

© 2025 Copyright www.briefeducation.ru