BriefEducation
Образование: теория и практика » Современный учитель — специалист или бакалавр

Современный учитель — специалист или бакалавр

Страница 5

Несомненно, изучение данных (либо подобных) учебных дисциплин осуществляется в рамках вузовского компонента общепрофессиональной составляющей подготовки бакалавра технологического образования. Правомерность высказанного предположения вполне обоснована, так как объем дисциплин вузовского компонента и курсов по выбору студента в цикле общепрофессиональных дисциплин направления "Технологическое образование" более чем в 3 раза превосходит объем аналогичных дисциплин в подготовке учителя технологии и предпринимательства.

Приведенные соображения позволяют с уверенностью предположить, что объем академической общепрофессиоиальной подготовки бакалавра технологического образования, по крайней мере, не ниже, чем учителя технологии и предпринимательства, а возможно, и превосходит ее. К сожалению, этого нельзя сказать о специально-профессиональным компоненте подготовки бакалавра технологического образования. Тождественность (либо полная аналогичность) циклов гуманитарных, естественно-математических, общепрофессиональных и факультативных дисциплин образовательных программ подготовки учителя технологии и предпринимательства и бакалавра технологического образования не оставляет других решений проблемы ограничения сроков обучения бакалавра, кроме сокращения его специально-профессиональной подготовки.

Простейший расчет, основанный на сравнении объемов аналогичных учебных курсов, показывает, что, с учетом сделанных предположений, специально-профессиональный компонент в подготовке бакалавра технологического образования составляет не более 38% от специально-профессиональной составляющей подготовки учителя технологии и предпринимательства.

Полученный результат (вместе с упомянутым выше фактом существенно меньших объемов технологической и педагогической практики) неизбежно влечет за собой вывод о существенном ухудшении профессионального уровня школьного учителя в случае перехода к массовой университетской подготовке педагогов-бакалавров и, следовательно, о необходимости разработки комплекса компенсаторных мер.

Обсуждая проблему возможного перехода к подготовке бакалавров для системы отечественного образования, следует отметить наличие широко распространенного заблуждения. В качестве аргумента в пользу возможности сокращения сроков обучения будущего учителя часто используется факт четырехлетней подготовки выпускников педагогических институтов, осуществлявшейся в СССР вплоть до середины 80-х гг. истекшего столетия. Рамки данной статьи не позволяют провести подробное рассмотрение вопроса, требующее учета отличной от современной системы регламентации вузовского учебного процесса. Отметим лишь, что соответствующие расчеты, аналогичные приведенным выше, свидетельствуют о примерном равенстве параметров специально-профессиональной подготовки современного учителя и выпускника педвуза 1970—1980-х гг. Причиной этого является существенно большая, по сравнению с современной, интенсивность обучения, допускавшаяся нормативными документами тех лет. Приведем лишь один пример. Среднее недельное число аудиторных занятий по специально-профессиональным дисциплинам, предусмотренное современными образовательными программами подготовки бакалавра технологического образования, составляет лишь 67% от аналогичной величины, определявшейся учебным планом подготовки учителя общетехнических дисциплин 1983 г. Для учителя технологии и предпринимательства значение данного параметра в настоящее время составляет 82%. Приведенные цифры свидетельствуют о некорректности прямых сравнений в данной области и необходимости тщательного обоснования предлагаемых решений.

Все вышесказанное не следует рассматривать в качестве обоснования несовершенства современного стандарта подготовки бакалавра технологического образования либо доказательства нецелесообразности подготовки бакалавров вообще. В отношении бакалавриата как такового достаточно сказать, что ни один серьезный исследователь не вправе отвергать принципиальную возможность использования данного института в целях реформирования отечественной высшей школы. Важно при этом сознавать присущие ему системные ограничения и минимизировать возможные отрицательные последствия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Информатизация администрирования учебного процесса
Информатизация администрирования учебного процесса , суть которой заключается в том, что территориально распределенные учащиеся и преподаватели применяют в обучении также распределенные образовательные ресурсы (например, фонды электронных библиотек, автоматизированное лабораторное оборудование и др ...

Понятие «эвристика» и «эвристический метод»
Эвристика может пониматься как: · научно-прикладная дисциплина, изучающая творческую деятельность (в то же время следует признать, что основателей теории и общепринятых основных положений не существует); · приемы решения проблемных (творческих, нестандартных, креативных) задач в условиях неопределе ...

Мастерские и кружки по интересам
Опираясь на идею воспитания русского национального духовного характера, понимая её актуальность, школа на первое место ставит задачу сбережения духовного, физического здоровья детей – будущего нации. В схеме воспитания национального духовного характера особое место занимает дополнительное образован ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru